Скупому всегда мало Гораций
Продолжается фестиваль, посвящённый трёхсотлетию русской композиторской школы. Программы концертов составляют произведения различных жанров русской музыки: фортепианной, вокальной, камерно-инструментальной, симфонической, хоровой. В рамках фестиваля прошла постановка одной из первых русских национальных опер в духе «народных площадных комедий» — именно так объявили актёры в начале спектакля. Речь идёт об опере «Скупой» Я. Княжина и В. Пашкевича.
Спектакль был поставлен дважды и проходил в большом зале НГК 18 и 19 марта. Во второй день состав исполнителей был частично изменён — роли Скупого и Марфы играли другие артисты.
Благодаря усилиям режиссёра-постановщика — заслуженного деятеля искусств России, профессора Э. Титковой, концертмейстера М. Новиковой, дирижёра — заслуженного артиста России Э. Ахмедова, художественного руководителя — заслуженного деятеля искусств России, профессора В. Миносяна спектакль получился ярким и занимательным. Зал был полон желающими увидеть редко исполняемую комическую оперу, представленную оперной студией НГК.
«Господа! Внимательно следите за этими уловками», — призывает Элеонора Титкова в программке. И, действительно, уловок в сюжете спектакля было много. Но, настоящее удовольствие зрителю доставили режиссёрские уловки и игра актёров, придавшие опере особое очарование и заставлявшие зрителей увлечённо следить за ходом действия спектакля.
На сцене постоянно что-то происходило, все пребывали в движении, каждый предмет на сцене активно подвергался «воздействию» актёров. Что только не происходило с сундуком! Возникающий из него Скрягин (Ф. Волосников; Е. Рымарев) в начале спектакля пафосно произносил название оперы, в сундуке он пытался скрыться от своей очаровательной племянницы Любимы (А. Дмитриева); на нём сидели, лежали, стояли, топали, его открывали, захлопывали, в нём прятали и из него доставали... А как торжественно объявляли «Перестановку», заключавшуюся в выносе на середину сцены стола!!
Помимо этого, обращали на себя внимание многочисленные детали, усиливающие комичность ситуации: радостные подскоки Е. Рымарева, сопровождающиеся звоном связки прикреплённых к поясу ключей, «поединок» в прыжках на стульях Скрягина и Миловидова (Р. Чумакин) опрыскивание водой находчивым слугой Пролазом (В. Дитенбир) Скрягина-сердечника, упавшего в обморок. Но, всего интересного невозможно перечислить, поскольку подобными «штрихами» были «раскрашены» режиссёром все ситуации представления.
Вокальные номера, также как и речевые эпизоды, были также наполнены действием и абсолютно не создавали ощущения его остановки. Пение сопровождалось танцами, эмоциональными откликами присутствующих на сцене героев. Трудно выбрать лучшего из исполнителей, каждый был хорошо в своей роли.
Приятно удивили разнообразие интонаций, мимики, жестов в образах всех героев. Изумительны были мнимые графини (Ю. Полищук; И. Чурилова): горделивость сочеталась с кокетством, самодовольство с простодушием.
Поскольку «в запятых и точках проку нет» (но, да простит меня читатель, я не могла себе позволить их не ставить (!), опасаясь того, что мои неглубокомысленные изречения не будут поняты) и «дабы не портить лишние чернила и бумагу» закончу фразой, которая как нельзя лучше отражает реакцию многих зрителей во время и после представления:
«Я это вижу, и, видя, радуюсь».
В зале царила непринуждённая, светлая улыбками зрителей атмосфера. Комедия — это всегда веселье, положительные эмоции. Увлекательное действие, создать которое в полной мере удалось.
Ирина ДОРОНИНА IV курс ТКФ
|