Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Предшественники и Продолжатели" №3 (7), Декабрь 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора





    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_07/?page=search

     
    Одна незабываемая встреча...

        IX Международный фестиваль скрипичной музыки, начавшийся вчера концертом Захара Брона, продолжается и в этот вечер, 21 мая.

        Сегодня мы имеем возможность послушать и оценить по достоинству игру молодых исполнителей – лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов. После состоявшихся в первой половине дня мастер-классов, где профессор З. Н. Брон поделился своим педагогическим мастерством, позволим себе предположить, что юные участники выйдут на сцену с «легким» сердцем, окрыленные встречей с великим музыкантом.

        Несмотря на пасмурную, дождливую погоду, в большом зале Новосибирской консерватории светло и уютно. Созданию такой теплой атмосферы во многом способствует профессор Б.В. Робинсон, начинающий сегодняшнее мероприятие как всегда броским запоминающимся словом.

        «Империя Брона»… Это звучит эффектно и неожиданно! И сколько подлинного смысла в этом высказывании, ведь именно такая формулировка, вполне заслуженно, отражает ту недосягаемую вершину, тот образец для подражания, какой является творческая и педагогическая деятельность З. Брона. «В эти дни именно Новосибирск становится мировой столицей скрипичной музыки!», – подытоживает Робинсон.

        Так кто же сегодня удивит нас, поразит своим уже приобретенным с опытом мастерством или яркой творческой индивидуальностью?

        Трогательно и по-детски наивно выступает первая участница – совсем еще юная Анастасия Кислицина, ученица новосибирской музыкальной школы № 6. Подобное открытие концерта вызывает улыбки на лицах слушателей и задает мероприятию соответствующий тон. Нет такого скрипача, который бы не исполнял это известнейшее произведение – «Непрерывное движение» Бома. Конечно, юной скрипачке не всегда удавалось справиться с напряженным бурным звуковым потоком, но это вполне объяснимо, учитывая возраст и соответствующее выступлению в Большом зале консерватории волнение.

        После стремительных пассажей начальных, очень виртуозных композиций островком спокойствия звучит «Большое адажио» Глазунова, словно глубокий вздох, небольшая остановка. Наиболее чуткому восприятию музыки способствует и нежное, трогательное исполнение произведения Татьяной Крячковой – представительницей детской школы искусств № 4 города Барнаул.

        Полонез D-dur Венявского – это особенный для данного случая выбор. Имя Венявского имеет большое значение для творческой карьеры З. Брона, ведь в свое время он стал лауреатом на конкурсе имени этого композитора. Впоследствии не один знаменитый ныне ученик маэстро удостаивался этого почетного звания. Достаточно просто привести их имена: В. Репин, М. Венгеров ... Это произведение сегодня звучит в исполнении ученицы барнаульской музыкальной школы № 5 Дарьи Кулишкиной. Однако это не единственный номер ее программы, ведь сначала мы имели возможность услышать яркую ориентальную композицию Сарасате «Андалузский романс».

        Неиссякаем музыкальный поток, льющийся со сцены и наполняющий собой каждый уголок Большого зала. Участники сменяют друг друга, оставляя после себя гамму разнообразных эмоций – от недоумения до восторга.

        В этом повинна и широта географического охвата: конкурсанты представляют самые разные российские города, а, следовательно, и различные скрипичные школы. Здесь и Барнаул (Т. Крячкова, ДШИ №4; Д. Кулишкина, ДМШ №5; И. Тарасенко и Е. Замятин, Алтайский государственный музыкальный колледж), и Братск (М. Недайвода, Братское музыкальное училище), и Ростов (Н. Никитин, ССМШ при Ростовской государственной консерватории) и, конечно же, Новосибирск (А. Кислицина, ДМШ №6; А. Дергач, ГШИ №29; И. Хухуа, Новосибирский музыкальный колледж).

        Вальс-Скерцо Чайковского, который мы слышим от Игоря Хухуа, активно обсуждали на утреннем мастер-классе, о чем нам поведал ведущий. Действительно, два, казалось бы, таких несовместимых жанра – вальс и скерцо. Задача органично объединить их, не преуменьшая значимости обоих, требует особой музыкальной чуткости и, несомненно, таланта от исполнителя. Нельзя сказать, что эта цель была полностью достигнута. Но все же популярнейшая пьеса Чайковского не оставила слушателей равнодушными.

        Второе отделение. «Вечное движение» продолжается. Характерно, что эта часть концерта представлена музыкой исключительно скрипичных исполнителей. В программу вошли Каприс № 17 и III часть второго концерта Паганини, Вариации на оригинальную тему Венявского, «Фолья» Корелли и «Наварра» для двух скрипок Сарасате.

        Барнаульские скрипачки на этот раз играют в дуэте, представляя на суд публики одно из самых сложных произведений как технически, так и по смысловому наполнению.

        В числе участников второго отделения выступает Максим Недайвода, уже довольно опытный музыкант из Братска. Выбор профессии для Максима не был случайным. Все члены семьи молодого скрипача тоже музыканты. Его младший брат продолжает традицию, начатую мамой-пианисткой. Мы уже имели возможность познакомиться с его игрой на VII молодежных дельфийских играх, проходивших в Новосибирске в 2008 году. Максим же свои профессиональные навыки и умения почерпнул в деятельности своего отца – скрипача-исполнителя и педагога Братского музыкального училища.

        В свои 19 лет на профессиональном поприще М. Недайвода уже достиг определенных высот. Незадолго до начала концерта он поделился с нами своими впечатлениями от первой встречи с З. Н. Броном.


        – Близится время вашего выступления. Волнуетесь?

        – Я никогда не испытывал волнения на сцене. Пожалуй, только на одном из своих первых выступлений, когда был еще совсем ребенком. Сейчас чувствую себя вполне уверенно. Особенно после многочисленных гастролей, и не только по России.

        – Расскажите поподробнее о своей исполнительской деятельности, географии ваших выступлений.

        – Я принимал участие в конкурсах в различных городах России. Например, в Красноярске («Надежда»), Москве (им. Паганини) и других. Кроме того, с гастролями объездил большую часть Китая.

        – Какова была реакция иностранной публики? Получили ли вы желаемый отклик от слушателей?

        – Конечно! Ведь залы были переполнены, и это не могло не вызвать восторг!

        – Неужели даже в такой ситуации вы не испытывали волнения?

        – Да, пожалуй, это один из тех редких случаев, когда меня посещало это чувство. В залах находилось около 50000 человек! Но это скорее приятные эмоции, потому что они дают почувствовать себя настоящим профессионалом и востребованным исполнителем.

        – Международный фестиваль скрипичной музыки проходит уже в девятый раз. Доводилось ли принимать в нем участие или, может быть, вы выступали на подобных новосибирских мероприятиях?

        – Нет. В Новосибирске я впервые.

        – И какое впечатление производит наш город и, в частности, Новосибирская консерватория?

        – Я всегда был высокого мнения о вашей скрипичной школе. Особенно о таких мэтрах, как А.Ф. Гвоздев и М.А. Кузина. Очень приятна теплая встреча иногородних гостей, оказанная организаторами фестиваля. В первую очередь с благодарностью отмечу предоставленную возможность заниматься фактически в любое время в специально отведенных для конкурсантов классах. И, конечно, наиболее ярким впечатлением от Новосибирска для меня останется встреча с великим музыкантом-исполнителем и педагогом Захаром Нухимовичем Броном!

        Действительно, главная цель З.Н. Брона, его педагогическое кредо – убедить юного музыканта в том, что тот может все. И нужно отметить, что она с успехом осуществляется в разное время и в разных странах, а в данный момент и в Новосибирске, на IX международном фестивале скрипичной музыки.

    Елена ИШАНКУЛОВА, Ксения ОЗЕРОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки