На данный этап конкурсных соревнований я пришла не только как корреспондент, но и в качестве концертмейстера, так как участникам была предоставлена большая свобода для импровизации на предложенную тему. К великому счастью вашей покорной слуги, помощь концертмейстера не понадобилась (в силу самостоятельности конкурсантов), и поэтому у меня появилось больше времени для наблюдения со стороны1.
Трудно говорить в общем, не выделяя никого из участников, ведь каждый, обладая своими индивидуальными особенностями, вызывает, на мой взгляд, большой интерес. Всё же некоторые общие черты, свойственные конкурсантам, были.
Очень многие придерживались предложенной темы (которая, видимо, придавала уверенности в столь нелегком задании), что у меня даже возникла мысль о «конкурсе вариаций». Разнообразие фактуры и тонико-доминантовых отношений впечатлило бы даже самого изысканного слушателя. Многие выбрали инструментальную импровизацию – поток фортепианной звучности прямо-таки «обрушился» на малый зал. Вокальные импровизации, исполненные усердно, с уважительным отношением к правилам интонирования, воспринимались как глоток чистой воды и давали ушам небольшой отдых.
Интересный феномен – юные музыканты, объявлявшие свой номер и название темы, казались робкими и крайне взволнованными. Но всё менялось, когда они выходили на сцену и приступали к импровизации – уверенно, твёрдо, я бы даже сказала напористо. О, как силён соревновательный дух!
1Ноты, предоставленные мне, как концертмейстеру послужили черновиком, карандаш для заметок любезно одолжил один из фотографов.
|