28 октября в Большом зале Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки в рамках открывшегося Международного творческого проекта «Сибирский органный форум» состоялся первый из двух запланированных мастер-классов приглашенного гостя из Австрии, всемирно известного органиста, профессора Университета музыки и драматического искусства г. Грац Гюнтера Роста. Победитель многочисленных международных конкурсов, в том числе баховского конкурса в Лейпциге, органных конкурсов в Шпайере, Эрфурте, Далласе, он является продолжителем исполнительских традиций всемирно известной органистки Мари-Клер Ален.
Преподавательская деятельность органиста занимает важное место в его творческой деятельности. Гюнтер Рост выступает с концертами и дает мастер-классы по всему миру. «Получить» уроки маститого органиста выпала удача и юным органистам нашей консерватории, студентам класса Н. В. Багинской, доцента НГК. На мастер-классе очень кстати присутствовали и пианисты, так как многие рекомендации, которые были даны Г. Ростом, оказались полезны им едва ли не больше, чем самим органистам. Можно сказать, что большую часть его рекомендаций можно применить и к особенностям фортепианного исполнительства: это связано с близостью принципов исполнения на обоих инструментах.
Г. Рост изъяснялся с помощью переводчика, преподавателя кафедры иностранных языков С. В. Кермен.
В сегодняшнем мастер-классе посчастливилось поучаствовать двум студентам-органистам – Артему Егорову, учащемуся колледжа при консерватории, и Екатерине Даниловой, студентке 5-го курса консерватории. Оба молодых органиста показали отличную подготовку, в чем, несомненно, состоит большая заслуга их преподавателя Н. В. Багинской, что отметил позже Г. Рост.
Артем Егоров очень достойно исполнил Сонату для органа № 5, op. 65 Ф. Мендельсона в трех частях, которую, кстати, Г. Рост будет исполнять в предстоящем сольном концерте. Екатерина Данилова подготовила технически сложнейшую Фантазию и фугу на тему BACH М. Регера. Профессор Рост, отметив хорошую техническую оснащенность студентки, высказал пожелание попытаться «избежать плоскости» в игре и «добавить свободы», при этом добавляя тонкие изменения в legato.
В работе над произведениями органист уделял внимание всем проблемам, которые могут возникнуть при исполнении: как техническим трудностям, так и проблемам образно-драматургической интерпретации. Были учтены все важные компоненты органного исполнительства – регистровка, артикуляция, фразировка, а также удобство и естественность игры, насыщение музыки драматургической событийностью. Главное, что можно выделить в педагогическом методе органиста – это стремление к интонационной выразительности при игре. Это способствует достижению большей свободы при исполнении, «оживлению» музыки, несколько отличающейся от привычной «академической» трактовки, стремлению к интерпретации, доступной для понимания широкой публике.
Объясняя причины возникновения неточного или недостаточно правильного, по мнению органиста, звучания, при надобности Г. Рост прибегал к показу музыкальных фрагментов на рояле. Нельзя не отметить присущее творческому дарованию органиста великолепное чувство тембра, стремление к нахождению образно-смысловых параллелей разного рода и ассоциаций с исполнением на оркестровых инструментах.
На мой взгляд, мастер-класс прошел очень продуктивно и оставил неизгладимое впечатление, как у участников мастер-класса, так и у присутствующих в зале. С нетерпением ожидаем увидеть Гюнтера Роста на его сольном концерте 30 октября.
|