Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Из дальних странствий воротясь…

    Шаманина М.

    «Четыре дня музыкальной сказки
    Юные пианисты Новосибирской консерватории успешно выступили на фестивале во Франции»

    Шаманина Мария

    магистрант I курса

     


    С 10 по 22 октября во Франции прошел 21-й фестиваль фортепианной музыки «Piano en valois». Он проводится с 1994 года в г. Ангулеме и близлежащих городках. За это время под его эгидой выступали такие мастера, артисты с именем, как Дмитрий Башкиров, Лазарь Берман, Аркадий Володось, и юные музыканты, только начинающие свой путь. Основатель фестиваля - Жан-Юг Аллар (Jean-Hugues Allard), в прошлом художественный директор (directeur artistique) известной звукозаписывающей компании «Sony classical». Другой организатор, Поль-Арно Пежуан (Paul-Arnaud Pejouan), является также арт-директором музыкальных фестивалей в других городах Франции и в Китае. Вместе они отбирают и приглашают для выступлений молодых музыкантов со всего мира.

    Отрадно, что в этом году участие в фестивале довелось принять четверым пианистам из Сибири: это студенты Новосибирской консерватории Ксения Прялкина (класс проф. Д. Л. Шевчук), Иван Калатай (класс проф. Т. И. Игноян), а также студенты колледжа при НГК Алина Лобанова (класс проф. Л. В. Смешко) и Руслан Петров (класс проф. М. С. Лебензон). Сопровождала всю команду молодых музыкантов профессор кафедры специального фортепиано Лариса Владимировна Смешко.

    Условия фестиваля ставят высокую планку для самых юных участников: как и более взрослые артисты, они должны играть сольный концерт часовой продолжительности. Задача обычная для сложившегося исполнителя и вполне выполнимая для студента консерватории, но для 13-ти и 14-тилетних пианистов - серьезное испытание. Которое, впрочем, они с честью выдержали.

    Для сольных концертов студентов был выбран очень разнообразный репертуар, включающий в себя разные стили, непременно - музыку XX века и, конечно, сочинения русских композиторов. Мне в этом видится заданный вольно или невольно диалог времен, культур. Достаточно взглянуть на программы. Ксения Прялкина: Мусоргский «Картинки с выставки» - прелюдии Дюбюсси (дань хозяевам сцены) - соната Барбера. Руслан Петров играл классико-романтические сочинения (Чайковский, Мендельсон, Бетховен), которые соседствовали с пьесами Щедрина и Бабаджаняна. Иван Калатай включил в свое выступление наряду с произведениями Бетховена и Шопена «Отзвук Мефисто-вальсе» Рябова и этюды Рахманинова, а в программе Алины Лобановой ярким акцентом стали «Румынские танцы» Бартока, пьесы Прокофьева из сюиты «Ромео и Джульетта» и неизвестный французской публике «Жаворонок» Глинки-Балакирева.

    Рояли ШопенаВыступали наши ребята успешно и очень понравились. Но главное - добрые чувства были обоюдными: при воспоминании о поездке у участников появляется свет в глазах, теплеет взгляд.

    «Это было как в сказке», - услышав такие слова от обычно сдержанной Ларисы Владимировны Смешко, можно понять, что впечатления действительно невероятные. Запомнилось все: и корзины цветов с именными записками, подаренные при встрече, и непрестанная забота и внимание к юным артистам, и теплый прием публики. И, конечно, люди, творящие неповторимую атмосферу вокруг себя.

    - Мы жили в удивительном месте,- рассказывает Лариса Владимировна. - Это дом, точнее, особняк, где стоит… около 50 роялей. Среди них - исторические: инструменты, на которых занимались Шопен, Лист, Равель... Есть и клавесины, и клавишные инструменты редкой конструкции.

    Хозяин этого музыкального царства, по выражению Ксении Прялкиной, «похож на волшебника из сказки». Это неудивительно, ведь месье Жерар Фован (Gerard Fauvin) - действительно «музыкальный волшебник». Он - мастер музыкальных инструментов - настраивает их, реставрирует и привозит для выступлений, словом, делает все, чтобы концерт превратился в настоящее чудо.

    - Необычен даже его внешний вид: очки со стеклами разной формы - одно круглое, другое квадратное; непременный для француза шейный платок; седые волосы, лучезарная улыбка. Он очень эмоционален, живо на все реагирует, - говорит Ксения. - Перед одним из концертов обнаружилось неудобство, педаль рояля была высоковата. И он тут же полез под рояль исправлять недочет!

    Рояли ШопенаСам месье Жерар очень тепло отзывается о гостях из России. «Они прекрасны! Мы привезли не азиатов, которые играют быстро очень трудные и супертехничные пьесы. Это русская душа, они играют нутром» (из статьи в Sud Quest).

    «Эти ребята - уже готовые артисты, несмотря на свой юный возраст. Они абсолютно искренни, это почти жутко. Настоящий шок - простота искусства, красоты, истины, подлинности. Поль-Арно Пежуан и Жан-Юг Аллар провели неделю, прослушивая лучших пианистов консерватории Новосибирска. Если они пригласили их, то это потому, что они нашли в них поэтов, а не спортсменов!» (из блога Жерара Фована).

    Кроме сольных концертов, юных артистов ждали и другие, не совсем обычные, выступления: «педагогические концерты» (для детей) и даже игра на рынке! Да-да, в помещении рынка стоит фортепиано, и каждый желающий может на нем поиграть. И, когда группу сибирских музыкантов привезли на рынок за продуктами и сувенирами, ребята воспользовались этой возможностью. Одна музыка сменяла другую, Жан-Юг Аллар тоже подошел к инструменту и сыграл Чакону Баха-Бузони (!), а потом незнакомый человек стал наигрывать джаз…

    - Такое ощущение, что музицируют все,- говорит Ксения Прялкина. - Приезжает за нами кто-то из организаторов, чтобы нас везти - пока ждет, садится за инструмент и играет… Это в порядке вещей. И всегда есть народ в зрительных залах... У нас бы так ходили на концерты.

    Ксения Прялкина играла в городке Коньяк, давшем имя всем известному напитку. Концерт проходил в замке, в котором некогда родился король Франциск I - Chateau de Cognac. После французской революции 1789 года замок был выставлен на продажу, и его приобрел барон де Отар, потомок шотландского рода. С того времени замок превратился в коньячный дом, где производится и хранится напиток марки «Оtard».

    - В целом концерт прошел успешно, но… то ли из-за паров коньяка, то ли из-за чего-то еще публика вела себя довольно шумно,- шутит Ксения. - Дело в том, что инструмент был расположен посреди зала, так что люди сидели с обеих сторон от меня, и я очень хорошо их слышала. - Впрочем, как мне показалось, прелюдии Дебюсси они слушали достаточно внимательно. И на аплодисменты не скупились.

    Скажу от себя: вероятно, в этом проявляется отличие французской публики от русской. Нас приятно удивляет эмоциональный прием, бурные аплодисменты: наши люди более сдержанны. Зато и «слушательская дисциплина» на высоте (печальные исключения не берем). Замечательный французский пианист Франсуа Дюмон, лауреат конкурса Королевы Елизаветы, с восторгом рассказывал о своем концерте в Старой Руссе: слушали в полной тишине - и дарили цветы!!!

    Концерт Руслана Петрова проходил в концертном зале Les carmes в местечке Ла Рошфуко. - Там великолепная акустика, - отмечает Лариса Владимировна Смешко. - Любопытно, что наибольший отклик у слушателей нашла музыка XX века: «Юмореска» Щедрина, «Токката» Бабаджаняна. А на концерте Вани Калатая я, к сожалению, не была, потому что концерт Руслана проходил в тот же день, и я не могла его оставить.

    Зато с Иваном в городок Гон Понтувр (Gond Pontouvre) на его концерт в Церкви Богоматери Мира поехал месье Жерар, ведь он готовил рояль для выступления. Потом месье Жерар писал в своем блоге: «Что касается Ивана - это был также успех, а я, к счастью, получил удовольствие раньше, слушая, как он репетирует в нашей студии на прямо-таки сказочном Steinway K 132»...

    Из всех четверых только Алина Лобанова выступала непосредственно в Ангулеме, в Церкви Святого Сердца.

    - Концерт прошел очень хорошо, - рассказывает Лариса Владимировна, - было довольно много слушателей. Алине устроили в конце бурные аплодисменты, и она сыграла два биса, но у нас не было приготовлено столько номеров, и в третий раз она не стала выходить на поклон, потому что нечего было играть: засмущалась... После концерта многие выражали свое одобрение. А один пожилой господин - как нам потом сказали, педагог-пианист - особенно восхищался, очень хвалил: «Какой звук! Как она слышит!» Приятно слышать такие слова из уст опытного музыканта, когда ясно, что это не «ребяческий восторг».

    На этом череда концертов наших пианистов подошла к концу, пора было возвращаться домой, Ясно, что независимо от того, перерастет этот опыт в постоянное сотрудничество или останется «кратким мигом сказки», прекрасно, что он состоялся.

    Мне хотелось бы завершить этот очерк словами президента фестиваля «Piano en Valois» Жана Мардикяна (Jean Mardikian) из приветствия 21-му фестивалю: «В это смутное время нельзя отрицать, что наш скромный жест диалога через музыку может быть полезен для встречи людей доброй воли. Это действительно верный признак того, что музыка - всеобща».

    Зал в замке Франциска I, где играла Ксения Ангулем: очарование узких улочек и черепичных крыш... Слева направо: Иван Калатай, Ксения Прялкина, Жан-Юг Аллар, Алина Лобанова, Лариса Владимировна Смешко, Поль-Арно Пежуан, Руслан Петров. В Церкви Святого Сердца, где проходил концерт Алины

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки