Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Сохранять традции" №3 (36), Июль 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_36/?page=search

     
    Наши любимые учителя

    Самусь К.

    Лариса Владимировна Смешко. Педагог словами его студентов

    Самусь Ксения

    магистрант I курса

     


    Смешко Л.В.

    В любом деле очень важно, у какого педагога ты получаешь знания о профессии, которую выбрал. Сегодня я хочу рассказать о педагоге, к которому попала в класс совсем недавно, уже немного состоявшись в нашей профессии и имея свой определенный опыт и багаж знаний. Лариса Владимировна Смешко – профессор, педагог кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Моя статья о ней сложилась после общения с наиболее яркими её студентами и выпускниками.

    Не зная её раньше и увидев издалека эту невысокого роста хрупкую женщину, просто и со вкусом одетую можно предположить, что она строга и сдержанна. Но это лишь та часть её личности, которая видна со стороны. При личном знакомстве эти черты и сама Лариса Владимировна открываются совсем с другой стороны.

    Мои расспросы начались с просьб воспоминаний о первой встрече с педагогом, первых с ней занятиях. Многие отмечали строгость Ларисы Владимировны, только скорее, как показатель уважения и ощущение профессионала, но также прибавляли присутствие доброты и чуткости, вдумчивости, открытости и уже после – ощущение чувства комфорта, что в дальнейшем только увеличивается, если самому к этому стремиться.

    При всех личностных качествах Л.В. Смешко она безусловно является педагогом высокого профессионального уровня и в этом я убедилась. Ребята мне это поведали из ответов на вопросы: «Чем хотели бы вы быть похожими на Ларису Владимировну? Какие ее черты как педагога вам нравятся? Что она в вас воспитывает, как в будущих исполнителях и педагогах?».

    Наверно самое важное и значимое, что я для себя выделила, чему подчиняется всё в классе Ларисы Владимировны – это отношение к звуку! Его осмысленность и качественность. Очень важно четкое представление того, что «извлекаешь из инструмента». И это, правда, всё над чем мы работаем: нотный текст, охват формы, фактура до малейших деталей, фразировка и понимание произведения – всё это при исполнении передаст звук. Иногда Лариса Владимировна просит как бы «предслышать» звучание рояля. Часто педагог обращает внимание на то, что ты играешь, заставляет, учит себя слушать, тем самым взращивая самостоятельную потребность в правильном звучании. Каждый показ на инструменте подтверждают её слова.

    Может быть, если студенты учатся у одного педагога, одному делу, то все они чем-то похожи? Наверное, как раз этим. Несмотря на то, что все ученики Л.В. Смешко обладают разными исполнительскими индивидуальностями, у всех у них прослеживается особое отношение к звуку, его интонирование. Лариса Владимировна, думаю, чувствует суть личности и личным воздействием «научает» всему, что знает и умеет сама, поэтому получаются такие разные исполнители.

    А как же готовятся к экзаменам, ответственным выступлениям, концертам? Все, можно сказать, хором отметили учащение репетиций. При этом каждый раз педагог находит, что сказать и открывает новые грани исполняемого, ведущие к более качественному и личностному исполнению, и самоотдаче. Любое твоё проигрывание должно быть, как на концерте, со стопроцентной отдачей. Весь процесс репетиций Лариса Владимировна будет переживать с тобой, искренне негодуя и расстраиваясь от твоих оплошностей.

    В разговорах со студентами класса Л.В. Смешко были замечены интересные комментарии Ларисы Владимировны по поводу их игры. Например «послезвучие», «с преодолением», «носкость звука», «Моцарт с песочком», но расшифровывать их я не буду. Пусть это останется в нашем классе.

    «Интересно, с каким учеником не смогла бы заниматься Лариса Владимировна?» Варианты ответов: с ленивым; с тем, кто не выполняет её замечания; с безэмоциональным и аморфным по жизни: вот такие предположения высказали ребята.

    «А если не готов?» – то педагог конечно расстроится, но учебный процесс не остановится, занятие всё равно состоится. Это, я думаю, характеризует ещё одну грань педагогики и человеческих качеств Ларисы Владимировны. Грань человека, который любит своё дело и требует от своих учеников того же. Человека для кого музыка не работа, а любимое дело.

    Ну что всё о педагогике. Лариса Владимировна ещё и отличный исполнитель. Всё о чем она говорит на своих уроках, требует от учеников, как я уже говорила, показывает своей игрой. Правда концертным исполнением она радует нас не часто, как любой педагог, посвящающий большую часть времени преподаванию. Процитирую некоторые высказывания ребят о том, какой она исполнитель: «Она без проблем бы сделала сольную карьеру и заняла свою исполнительскую нишу», «Её игра – это пластиночный вариант. Слыша её игру, вспоминаются великие исполнители фортепианной школы – Ведерников, Гилельс….». И это слова её студентов! Думаю такие два ярких и конкретных комментария, по поводу её исполнения, сказали очень многое и не нуждаются в лишних уточнениях.

    Вот так выглядит педагог глазами его студентов. Надеюсь, у меня получилось услышать и рассказать важное о Ларисе Владимировне Смешко, как человеке и педагоге.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки