Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу 50-летнему юбилею консерватории №1 (1), Март 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

      Седьмой Международный фестиваль скрипичной музыки

      Первая Международная конференция «Баян. Современность. Джаз»

      Конкурсы: итоги, перспективы

      Встречаем выпускников: Вокальный Факультет

      Весёлая страница


    Поиск по сайту

     
     
    Конкурсная эстафета
    Конкурсная эстафета

      Предюбилейный год оказался невероятно насыщенным разными интересными, запоминающимися событиями здесь и мастер-классы выдающихся педагогов и творческие встречи со всемирно известными музыкантами – Г. Кегельманом, М. Богуславским, В. Репиным, и, конечно, огромное количество концертов и абонементных программ.   Отдельное место в этом списке занимают конкурсы, проводимые нашей консерваторией. Среди них есть мероприятия, прочно вошедшие в музыкальную жизнь не только Новосибирска, но и всего западносибирского региона: Седьмой Межрегиональный открытый конкурс вокалистов и вокальных ансамблей, Третий Открытый конкурс молодых скрипачей и альтистов Сибири, Олимпиада учащихся теоретических отделений музыкальных училищ Сибири, Четвертый открытый региональный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах.  

      Но есть и несколько соревнований, которые впервые заявили о себе как раз накануне юбилея. Среди них Первый Открытый конкурс учащихся музыкальных училищ по общему фортепиано; Первый Открытый конкурс по дирижированию учащихся музыкальных училищ Сибири и Первая Региональная открытая олимпиада учащихся музыкальных училищ Сибири по музыкальной информатике, которые состоятся в апреле.
      В этом номере мы представляем результаты IV открытого регионального конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах, а также беседу о его итогах и перспективах с заведующим кафедрой духовых инструментов НГК (академии) им. М.И. Глинки, профессором Владимиром Петровичем Лузиным.


    Анна Фефелова: Владимир Петрович, какова периодичность этих конкурсов?
    Владимир Петрович Лузин: Раз в 3 года, каждый раз в новом месте. Прошлый конкурс был в Кемерово, этот – у нас.
    А.Ф. Скажите, чем отличается этот конкурс от предыдущих? Есть какие-либо изменения?
    В.П. Громадные отличия! Во-первых, этот конкурс, как никакой другой, был очень высокого качественного уровня, особенно в старшей группе. Дело в том, что вопрос: «Почему уровень мастерства падает от группы к группе? В младшей группе играют очень хорошо для своего возраста, в средней – хуже, а про старшую и говорить не приходится» был актуален практически для всех предыдущих конкурсов. И эта проблема касается не только духового исполнительства, но и скрипичного, фортепианного… А вот этот конкурс стал исключением…
    А.Ф. Приятным исключением…
    В.П. Да, в старшей группе приехали такие сильные ребята, так здорово играли… Судите сами – у нас раньше никогда не было, чтоб в одной группе было 5 лауреатов первой премии!
    А.Ф. Да, это действительно показатель…
    В.П. Безусловно!
    А.Ф. Владимир Петрович, каковы возрастные рамки этого конкурса, ведь «молодой исполнитель» – понятие растяжимое…
    В.П. У нас младшая группа – до 10 лет, а старшая – без возрастных ограничений, но так как в конкурсе участвуют только студенты средних учебных заведений, то и возраст соответствующий – примерно до 20 лет.
    А.Ф. А в какую сторону изменилось количество участников по сравнению с прошлыми годами?
    В.П. Сейчас это – 70 человек, в прошлом году было 120. Но в этом году, хотя количество было меньше, качественный уровень, конечно, на порядок выше. И я безусловно удовлетворен этим конкурсом, его проведением, работой жюри… Хотя работали много – по 12 часов прослушивания! Но и результаты сами за себя говорят.
    А.Ф. Владимир Петрович, а какие-то «открытия» были на конкурсе, помимо общего высокого уровня? Тем более, что, насколько я понимаю, старшая группа – это ваши будущие абитуриенты…
    В.П. К сожалению, все фамилии назвать невозможно, потому что на самом деле ярких перспективных ребят было очень много. Но мне запомнилась одна девочка в младшей группе – Аня Гайдамака, на гобое она играла совершенно фантастически! Конечно, первое место заняла. В средней группе – наша девочка из лицея Кристина Платонова, флейтистка. А в старшей группе – просто один другого лучше! К примеру, Антон Маслобоев – потрясающий тромбонист! И кларнетист (Евгений Лукьянчук, студент НМК им. А. Мурова – А.Ф.)… Да, и все пять победителей – абсолютно заслуженно получили первые места!
    А.Ф. Что вы можете сказать о географии конкурса?
    В.П. География в этот раз была довольно широкой: была представлена Восточная Сибирь (Братск, Улан-удэ, Красноярск, Томск); Казахстан, Барнаул, Кемерово, Прокопьевск. Из Прокопьевска, кстати, был мальчик-ударник (Кирилл Слепов, студент Прокопьевского МУ) – тоже стал лауреатом, совершенно фантастический! Но я должен также отметить, что практически все первые места – это ученики наших бывших выпускников, которые работают и в ССМШ, и в колледже нашем, и в близлежащих городах.
    А.Ф. То есть уже наблюдается своеобразная преемственность…
    В.П. Да, и хотя конечно, не все лауреаты в старшей группе – это выпускники училищ, но, в конечном счете, это все равно наши будущие абитуриенты и это не может не радовать.
     
    А.Ф. А скажите, популярность профессии духовика среди поступающих в музыкальные училища, а потом и в консерваторию в последние годы как-то меняется? Не секрет, что набор студентов, а в особенности, способных – на данный момент одна из самых острых проблем для среднего музыкального образования?
    В.П.
    Вы знаете, для нас эта проблема в основном обусловлена тем, что мы не очень выгодно расположены географически. Вот, к примеру, на Урале: там есть Екатеринбург, где расположена Уральская консерватория, а вокруг города-спутники, и в каждом таком городе есть музыкальное училище и музыкальные школы, то есть проблемы подготовки «студенческих кадров» у них практически нет. К нам же приезжают из Казахстана, Восточной Сибири, т.е. регионов, где в области духового исполнительства особенно остро стоит вопрос начального и среднего образования. Но ведь у популярности профессии есть и другая сторона – связанная с последующим трудоустройством. Так вот я вам должен сказать, что в отличие от других исполнительских специальностей, в частности, фортепиано, на духовые инструменты всегда есть спрос, мне все время звонят, потому что требуются духовики в оркестры. И даже квартирный вопрос зачастую решается быстро при устройстве на работу. Так, что на духовые инструменты сейчас спрос достаточно большой и дай бог, чтоб это длилось еще как можно дольше.
    А.Ф. Полностью с Вами согласна. Владимир Петрович, скажите, на этом конкурсе были представлены все инструменты или ребята все же отдают предпочтение каким-то отдельным инструментам, флейте или гобою?
    В.П. Я должен сказать, что традиционно и в музыкальных школах и в дальнейшем обучение больше идет на флейтах. Но тем не менее, на конкурсе была представлена вся партитура, даже было 3 фагота (на прошлом конкурсе не было ни одного)! И конечно, конкурс сразу показал, где, кто и как работает, потому что профессия педагога в нашей сфере – безусловно, очень сложная и ответственная. И Новосибирск в этом смысле находится в более выгодном положении, потому что у нас достаточно много музыкальных школ, не говоря уже о колледже, лицее и т.д. А взять, к примеру, Прокопьевск, Новокузнецк или Кемерово Там в каждом городе есть училище, но ведь ему нужно где-то «черпать» абитуриентов И естественно им приходится очень непросто, чтобы в тех немногочисленных школах, которых может быть 1-2 на весь город, обучать детей на духовых инструментах. Поэтому, когда приезжает на конкурс молодой человек и показывает такие высокие результаты, то и педагог его заслуживает особой похвалы.
    А.Ф. Владимир Петрович, скажите помимо проблемы подготовки кадров, конкурс выявил еще какие-то «больные места» в сфере духового исполнительства и преподавания?
    В.П. Да, у нас состоялся «Круглый стол» по результатам конкурса и там говорилось в частности о технологических проблемах в обучении духовиков. В первую очередь, это конечно актуально для регионов, но и у нас в Новосибирске тоже существует такая проблема, хотя и в меньшей степени. Здесь, естественно, огромное значение имеет методика преподавания. Поэтому на конкурсе были такие ситуации, когда играют явно талантливые дети, но технологическая «наученность» у них заметно отстает. Неправильный аппарат, дыхание… Ведь у нас очень многое зависит от того, как поставлен аппарат. Поэтому каждый конкурс является не только показателем уровня подготовки учеников, но и, в значительной степени, аттестует мастерство педагогов.

    Результаты IV-го открытого регионального конкурса юных музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах

    Младшая группа

    Лауреаты I премии
    Анна Гайдамака (гобой)
    Дулат Бикенев (труба)
    Арсений Бардовский (флейта)

    Лауреаты II премии
    Александр Черников (труба)
    Дмитрий Алимпиев (флейта)

    Лауреаты III премии
    Константин Ярославский (саксофон)
    Роман Наумец (саксофон)
    Евгения Корнеева (фагот)
    Анастасия Кукушкина (флейта)
    Александр Фурсов (кларнет)

    Дипломы
    Анна Глушкова (флейта)
    Анна Комарова (флейта)
    Илья Рахманов (саксофон)

      Средняя группа

    Лауреаты I премии
    Кристина Платонова (флейта)
    Данила Федосеев (кларнет)

    Лауреаты II премии
    Артур Ермаков (труба)
    Торехан Жадинов (тромбон)

    Лауреаты III премии
    Александр Коротков (кларнет)
    Антон Чумак (труба)
    Семен Макаренко (саксофон)

    Дипломы
    Глеб Чуйков (флейта)
    Николай Измайлов (труба)
    Сауле Шакенова (гобой)
    Александра Ушакова (флейта)

      Старшая группа

    Лауреаты I премии
    Елена Королева (флейта)
    Дмитрий Мокренко (бас-тромбон)
    Евгений Лукъянчук (кларнет)
    Антон Маслобоев (тромбон)
    Кирилл Слепов (ударные)

    Лауреаты II премии
    Евгений Прокопив (туба)
    Владимир Авдиянцев (кларнет)
    Евгений Саблин (тромбон)
    Петр Белоусов (туба)

    Лауреаты III премии
    Дмитрий Лыхин (валторна)
    Анна Гуляева (кларнет)
    Сергей Скорынин (кларнет)
    Ольга Рабинович (флейта)
    Константин Колокольчиков (тромбон)

    Дипломы
    Жан-Лу Жеро (труба)
    Александр Зябкин (фагот)
    Максим Черноусов (флейта)
    Александр Серый (труба)

    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн Андрей Шингарев