Новосибирская консерватория имеет давние и довольно обширные международные связи: с Германией, Японией, Кореей, Китаем и др. И это хорошо. Радует также, что нередко музыканты и ученые, приезжающие в Новосибирск по не связанным с консерваторией делам, охотно соглашаются на выступления, творческие встречи с нашими студентами и педагогами.
Такой неожиданной, но, как оказалось, весьма познавательной стала встреча, которая, по сути, не планировалась, а организована была по инициативе Зинаиды Семёновой, студентки кафедры истории музыки (4 курс). О лекции, посвященной музыке коренных американцев, в консерватории узнали за несколько часов до события. Новость быстро разошлась «по сарафанному радио» и за четверть часа до встречи подобралась группа студентов и профессоров, проявивших к теме неподдельный интерес.
Выступавший Дэвид Эрбен, как выяснилось позднее, профессор Университета Толедо, штат Огайо, прибыл по «Программе обмена преподавателей Фулбрайт» и уже в течение года жил в нашем городе, преподавая в Новосибирском государственном университете.
Эффектной внешности человек, коренной американец, произвел на присутствующих буквально магнетическое впечатление.
Вот о чем он поведал. История музыки американских индейских племен насчитывает более 30 тыс. лет. Основа её – паниндейская традиция, с её идеологией парадоксального единства бытия и небытия, вечности и течения времени, блаженства и страдания. С этой традицией связывается ветвь музыки, определяемая как ритуальная музыка коренной Америки.
Интереснейшие самобытные танцы и песни этих народов (танец орла, танец кролика, любовные песни, танец солнца) зачастую можно услышать и увидеть на своеобразном американском фестивале традиционной культуры под названием Rowwow.
Огромное значение в музыке коренных народов Америки имеет флейтовая музыка индейской традиции. Издревле пользовавшаяся популярностью, к 20 веку она оказалась почти потерянной. Помешала её полному исчезновению деятельность доктора Тэйта Невакуайя (1932-1996), который в середине прошлого столетия возродил и саму флейту, и традиционную флейтовую музыку в оригинальном виде.
Традиционная флейта народов Америки делается из разных типов дерева. По конструкции она обычно состоит из двух частей и на её корпусе от 4 до 7 отверстий. Исполнение музыки на ней зачастую связано либо с религиозными церемониями, либо с обычаем ухаживания. Однако иногда она используется и с другими целями, например, чтобы привлечь животных на охоте.
Таким образом, в структуре музыкальной культуры коренных народов Америки отчетливо проступают и отчасти сплетаются христианская и традиционная стороны.
Интерес, который вызвала эта лекция, имеет под собой серьезные основания. В учебном процессе Новосибирской консерватории этномузыкологические дисциплины ориентированы почти исключительно на евро-азиатские, отчасти африканские культуры, поэтому область, освещённая в выступлении господина Эрбена, для многих прежде была белым пятном. Подобные встречи, лекции существенно расширяют эрудицию студентов и не только музыковедов. Среди публики было немало студентов и исполнительских факультетов.
Алексей РУЧИН IV курс ТКФ
|