Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Мы вернулись! №4, Ноябрь 2008 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    1. Интервью номера...

      Музыковеды. Кто МЫ?
      Ода Школе премудрых мужей…
      Дельфийские игры
      Молодые и горячие
      Момент истины
      Наши юные пианисты…
      Последний шаг к победе
      Слушаем глазами
      Наш юбиляр
      Второй концерт пленума
      Русская душа
      Галерея музыкальных портретов
      АХ НЭТИ
      Американский индеец…
      Консерваторская буквица
      Храм тишины
    Поиск по сайту

     
     
    Американский индеец
    Американский индеец в Новосибирской консерватории

       Новосибирская консерватория имеет давние и довольно обширные международные связи: с Германией, Японией, Кореей, Китаем и др. И это хорошо. Радует также, что нередко музыканты и ученые, приезжающие в Новосибирск по не связанным с консерваторией делам, охотно соглашаются на выступления, творческие встречи с нашими студентами и педагогами.

       Такой неожиданной, но, как оказалось, весьма познавательной стала встреча, которая, по сути, не планировалась, а организована была по инициативе Зинаиды Семёновой, студентки кафедры истории музыки (4 курс). О лекции, посвященной музыке коренных американцев, в консерватории узнали за несколько часов до события. Новость быстро разошлась «по сарафанному радио» и за четверть часа до встречи подобралась группа студентов и профессоров, проявивших к теме неподдельный интерес.

       Выступавший Дэвид Эрбен, как выяснилось позднее, профессор Университета Толедо, штат Огайо, прибыл по «Программе обмена преподавателей Фулбрайт» и уже в течение года жил в нашем городе, преподавая в Новосибирском государственном университете.

       Эффектной внешности человек, коренной американец, произвел на присутствующих буквально магнетическое впечатление.

       Вот о чем он поведал. История музыки американских индейских племен насчитывает более 30 тыс. лет. Основа её – паниндейская традиция, с её идеологией парадоксального единства бытия и небытия, вечности и течения времени, блаженства и страдания. С этой традицией связывается ветвь музыки, определяемая как ритуальная музыка коренной Америки.

       Интереснейшие самобытные танцы и песни этих народов (танец орла, танец кролика, любовные песни, танец солнца) зачастую можно услышать и увидеть на своеобразном американском фестивале традиционной культуры под названием Rowwow.

       Огромное значение в музыке коренных народов Америки имеет флейтовая музыка индейской традиции. Издревле пользовавшаяся популярностью, к 20 веку она оказалась почти потерянной. Помешала её полному исчезновению деятельность доктора Тэйта Невакуайя (1932-1996), который в середине прошлого столетия возродил и саму флейту, и традиционную флейтовую музыку в оригинальном виде.

       Традиционная флейта народов Америки делается из разных типов дерева. По конструкции она обычно состоит из двух частей и на её корпусе от 4 до 7 отверстий. Исполнение музыки на ней зачастую связано либо с религиозными церемониями, либо с обычаем ухаживания. Однако иногда она используется и с другими целями, например, чтобы привлечь животных на охоте.

       Таким образом, в структуре музыкальной культуры коренных народов Америки отчетливо проступают и отчасти сплетаются христианская и традиционная стороны.

       Интерес, который вызвала эта лекция, имеет под собой серьезные основания. В учебном процессе Новосибирской консерватории этномузыкологические дисциплины ориентированы почти исключительно на евро-азиатские, отчасти африканские культуры, поэтому область, освещённая в выступлении господина Эрбена, для многих прежде была белым пятном. Подобные встречи, лекции существенно расширяют эрудицию студентов и не только музыковедов. Среди публики было немало студентов и исполнительских факультетов.

    Алексей РУЧИН
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки