На любом конкурсе присутствует дух соревнования, борьбы. Иногда атмосфера в зале становится очень напряженной, а участники во многом не уступают друг другу. Слушатели отмечают наиболее понравившихся, захвативших их воображение конкурсантов длительными аплодисментами. И наоборот, мало интересную игру оценивают краткими хлопками и шепотом разочарования. Стороннему наблюдателю достаточно одного взгляда на публику, чтобы понять общее впечатление, произведённое исполнителем. Нередко дух увлеченности захватывает всех слушателей, и тогда мы наблюдаем в зале изумленные и вдохновенные лица, когда каждый звук исполняемой музыки жадно впитывается...
Именно таким оказался второй тур третьей возрастной группы Седьмого открытого конкурса молодых пианистов "Запад – Сибирь – Восток", прошедший 29 марта 2008 г.
Приятно удивило то, что во второй тур прошли участники из разных городов (Прокопьевск, Кемерово, Бийск, Барнаул, Омск, Уфа, Усть-Каменогорск). Многие из них, наряду с исполнителями из Новосибирска (НСМШ), продемонстрировали высокий уровень пианистического мастерства. В исполнении двух разнохарактерных пьес каждый конкурсант мог в полной мере проявить себя.
Но, без казусов не обошлось. Во время выступления первого участника что-то произошло с правой педалью рояля. Это помешало достичь нужного звучания, усилив волнение исполнителя. И пока настройщик чинил педаль, волнение последующих выступающих нарастало.
Как музыковед, не могу не отметить абсолютно не органичный для конкурса (!) мужской будничный голос, объявлявший участников и их программу (о существовании некоторых звуков в словах иногда можно было только догадываться). Немногим лучше звучал вялый женский голос, сменивший мужской после перерыва. К сожалению, эта мелочь очень значима и для участников и для публики.
Из всех конкурсантов, а их было довольно много – 13, отмечу наиболее ярких, заинтересовавших художественной стороной исполнения.
Зачарованно прозвучала пьеса "Вечером" Р. Шумана из цикла "Фантастические пьесы" у Ли Сан Хуна (НСМШ, II курс, класс Заслуженного работника культуры РФ И.И. Пашковой). Рояль звучал мягко, приглушенно и очень естественно. Музыка словно возникала из тишины и в ней же растворялась. Совершенно по-другому, не камерно, а оркестрово, прозвучал Полонез Шопена As-dur, op. 53. Слушать было интересно, представлялась батальная картина, красочно и детально выписанная исполнителем.
Покорила слушателей девятиклассница Елена Рыкова (Средний специальный музыкальный колледж, г. Уфа, класс Заслуженного работника культуры Республики Башкортостан Л.Р. Валямова). Пьеса С. Прокофьева "Ромео и Джульетта перед разлукой", op. 75 №10 в её исполнении звучала проникновенно, с ощущением танцевальных движений, плавностью всех мелодических линий. Захватывающе прозвучал последний эпизод пьесы: ход времени, трагическое предчувствие – все было в ее игре.
После исполнения Ноктюрна F-dur, op. 10, №1 П. Чайковского и Венгерской рапсодии №2 Ф. Листа восторженными аплодисментами публика трижды вызывала на поклон Льва Терского (НСМШ, II курс, класс Заслуженного деятеля искусств России, проф. М.С. Лебензон; ассистент: С.А. Пудовкина,). Игра Льва отличалась детальностью, естественностью. Рапсодия прозвучала блестяще, необыкновенно ярко и красочно. Исчезла конкурсная обстановка, взамен появилась концертная.
Это, конечно, далеко не все, что заслуживает внимания. Помимо отмеченных ярких выступлений, можно было найти интересные детали в игре каждого конкурсанта. Остается пожелать всем замечательным юным исполнителям дальнейших творческих побед и удачных выступлений.
Ирина ДОРОНИНА,
IV курс ТКФ
|