Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Мы вернулись! №4, Ноябрь 2008 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    1. Интервью номера...

      Музыковеды. Кто МЫ?
      Ода Школе премудрых мужей…
      Дельфийские игры
      Молодые и горячие
      Момент истины
      Наши юные пианисты…
      Последний шаг к победе
      Слушаем глазами
      Наш юбиляр
      Второй концерт пленума
      Русская душа
      Галерея музыкальных портретов
      АХ НЭТИ
      Американский индеец…
      Консерваторская буквица
      Храм тишины
    Поиск по сайту

     
     
    Второй концерт Пленума
    ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ПЛЕНУМА

       Двенадцатого декабря 2007 года в Большом зале Новосибирской консерватории состоялся концерт камерных сочинений, посвящённый 65-летию Сибирского Отделения Союза Композиторов России: второй концерт в рамках пленума, посвящённого юбилею. По сложившейся традиции, в проект вошли сочинения сибирских композиторов – гостей пленума и студентов-композиторов НГК. Зрительный зал не был переполнен, и атмосфера камерности царила на всех уровнях мероприятия: видимо, холодное время года и надвигающаяся сессия сократили число слушателей. Зато аплодисменты присутствующей половины зала звучали на редкость дружно и вдохновляюще.

       Два отделения концерта оказались драматургически выстроенным целым, несмотря на самобытность каждого автора и произведения, объединённых общей линией развития.

       Первое отделение открылось выступлением Дарьи Черновой, студентки IV курса консерватории (класс профессора Ю.П. Юкечева). Она исполнила свою «современно-несовременную» композицию для рояля «В поисках гармонии», настроив зал на несколько философский лад. Действительно, миссия камерной музыки как таковой зачастую связана с вечными поисками своего пути в мире, гармонии с миром, смысла жизни…

       11 прелюдий для фортепиано красноярского композитора Владимира Пономарёва в исполнении Новосибирского маэстро Геннадия Пыстина (лауреата международной премии «Дуо Кадама» (Токио), обладателя Гран-при Всероссийских и международных фестивалей) продолжили заявленную тему в более лирическом ключе. Углубленное медитативно-созерцательное состояние духа было как бы смысловым рефреном цикла.

       Два следующих автора, оба – студенты НГК, также представили лирическую линию творчества. Речитатив для гитары «Отзвуки меланхолии» студента II курса (класс Ю. П. Юкечева) Алексея Вандрика в исполнении аспиранта Данияра Ри прозвучал задумчивым монологом, всколыхнувшим какие-то далёкие воспоминания. А две песни Анны Лесновой, студентки IV курса, исполненные Ириной Нестеренко в фортепианном сопровождении автора, согрели аудиторию теплотой и искренностью открытого чувства. Песня «Месяц ясный» на стихи М. Воробьёвой была написана Анной ещё в училище, а «Колыбельная» (слова Ольги Бергольц), пронизанная драматической темой войны, на I-м курсе консерватории.

       Сцены и номера из оперы аспирантки кафедры композиции (класс профессора Г.Н. Иванова) Екатерины Приходовской «Бег» по пьесе М. Булгакова уже звучали на сцене Большого зала НГК. В сегодняшнем концерте студент вокального факультета Роман Сузун исполнил арию Генерала Чарноты из II действия оперы в фортепианном сопровождении автора. В сочетании традиций русской оперной школы, а именно – стиля Мусоргского, и авторского почерка Екатерины родился яркий образ, насыщенный экспрессией и силой.

       Завершилось первое отделение концерта выступлением Олега Проститова, красноярского гостя Пленума. Он исполнил «Свастическую сонату» – одночастное фортепианное произведение, посвящённое трагической судьбе древнего языческого символа бегущего солнца. Наделённый в ХХ столетии символикой жуткой машины смерти – фашизма – один из важнейших знаков жизни, как известно, утратил свою сущность и изначальный смысл. Экспрессия трагизма такой метаморфозы была выплеснута автором на пределе возможностей рояля; инфернальные страсти листовского размаха нашли воплощение, например, в кластерах, исполняемых предплечьями. На пике драматизма, не разрешившегося с окончанием Сонаты, и был объявлен антракт.

       Всё второе отделение концерта в зале звучал орган. Четыре номера программы были представлены четырьмя опусами маститых новосибирских композиторов, преподавателей консерватории в исполнении главного органного композитора и известного органиста г. Новосибирска – преподавателя НГК Глеба Анатольевича Никулина

       «Пять хоралов» профессора Юрия Павловича Юкечева, построенных по принципу драматургии контрастов, представляли амплитуду от драматизма диссонантной мощи до медитации, гармоничной диатоники.

       Драматично прозвучало «Credo» Виталия Вдовина, образное развитие которого напомнило путь «Per aspera ad astra»; сгустившиеся трагедийные образы типа «Хиросимы» К. Пендерецкого, воплощённые средствами сонористики, всё же нашли выход в мир гармонии и покоя (долгая кода на мажорном 5/3).

       Для исполнения следующего номера программы Глебу Никулину потребовался ассистент. Музыкальный язык Сергея Тосина в Поэме №3 «Повешенные века» из цикла «Строки Апполинера» оказался так же сложен и прихотлив, как поэзия Гийома Апполинера. Ярко и картинно прозвучала музыка, пронизанная таинственным архаическим колоритом сумеречной фантастики.

       Наконец, в завершение концерта прозвучал «Готический триптих» самого исполнителя, Глеба Никулина. Средневековый дух и волыночная жанровость «Интрады», задумчивое лирическое «пение» «Канцоны», праздничная мелизматика пышного «Хорала» как бы обобщили весь концерт, гармонизовали атмосферу зала, оставив по окончании концерта ощущение праздника и оптимизма преодолимости всех коллизий жизненного пути.

       Так завершился второй концерт в честь 65-летия Союза Композиторов Сибири, осветивший часть современной панорамы внутри творческого объединения, представленного начинающими композиторами и зрелыми, сложившимися мастерами.

    Анна ЖУРБА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки