Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : О фестивалях и конкурсах №5, Январь 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

      Эта идея зародилась в консерватории
      Юные дарования на конкурсе пианистов
      «Вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь…»
      Жертв нет...
      После прослушиваний...
      Самые талантливые уже известны!
      У «Стэнвея» есть своё «я»…
      Долгожданный радостный момент
      Музыкальная жизнь Новосибирска
      Интервью с Виктором Екимовским
      «Композитор – это не тот, кто сочиняет музыку, а тот, кто не может не сочинять…»
      Закрытие фестиваля органной музыки: «Лики Иоганнеса Брамса»
    6. Концерты
    7. Наши гости
    8. И в шутку и в серьёз...
    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_05/?page=search

     
    «Композитор – это не тот, кто сочиняет музыку, а тот, кто не может не сочинять…»
    «Композитор – это не тот, кто сочиняет музыку, а тот, кто не может не сочинять…»

    из интервью с председателем фестиваля «Панорама музыки России» Ю.П. Юкечевым

        С 24 по 29 ноября 2008 года в Новосибирской консерватории прошёл второй фестиваль «Панорама музыки России», спустя пять лет после проведения первого подобного фестиваля. Это мероприятие послужило поводом для обсуждения насущных проблем современной музыкальной культуры с бессменным председателем фестиваля, композитором, профессором НГК (академии) имени М.И. Глинки Юрием Павловичем Юкечевым.

        Всероссийский фестиваль под названием «Панорама музыки России» проходит уже второй раз. Но в отличие от первого, который состоял из циклов концертов по разным городам страны с заключительным концертом в Новосибирске, нынешний фестиваль целиком и полностью проходил в стенах Новосибирской консерватории.

        Грандиозность фестиваля невозможно переоценить. Ведь не шутка – за шесть дней фестиваля прозвучали сочинения 42 композиторов России! Присутствие на исполнении самих композиторов создавало атмосферу творчества и особого трепета в воплощении музыкальных идей, ценителями которых были исполнители и слушатели. Внимание слушателей было направлено на симфонические, камерные, хоровые концерты, а также научную конференцию «Из XX в XXI век», работа которой проходила в течение двух дней.

        Как бы не радовали сами эти события, но нужно отметить, что при всей глобальности фестиваля, зрительская аудитория не отличалась особой активностью в посещении концертов. Поэтому интервью с Юрием Павловичем Юкечевым о фестивале переросло в размышления о современном состоянии музыкальной культуры.

        «Что делать, – с досадой восклицает Юрий Павлович, – как возродить подлинный интерес слушателей и исполнителей к современной музыке, ведь мы очень сильно отстали от Запада. Во времена Шумана в немецком городе Лейпциге было несколько десятков только музыкальных коллективов! В той же Германии я наблюдал ситуацию, когда композитор написал произведение для 3-х маленьких органов, валторны и ещё чего-то и завтра же его исполнили в небольшом соборе. На одной площадке можно послушать джаз авангардный, на другой – классический. Есть всё что угодно, свобода выбора! Музыкальной культуре России есть куда развиваться».

        «Ведь замечательно, – продолжает рассуждать Ю.П. Юкечев, – что впервые «Весна священная» Стравинского прозвучала в 1913 году. Современная ли это музыка?! Нет, нет, если репертуар останется Паганини, Бах – ничего не сдвинется… Кто такой, собственно, профессионал? Это тот, который постоянно интересуется музыкой, а если не интересуется – то он просто любитель. Вы можете представить математика, который не в курсе современного состояния науки? Разве хирург может быть хирургом, не обладая новой технологией лечения? В сфере музыкального искусства часто новое почему-то проходит незаметно, нет должного резонанса!»

        Были времена, когда в Новосибирске ежемесячно проходили концерты новой музыки, но если их было меньше чем 5 в год – это уже воспринималось ненормальным. Была обратная связь, исполнители хотели новой музыки. Существовала система заказов для филармонических коллективов, что гарантировало автору исполнение, да ещё и деньги платили. К сожалению сегодня этот механизм уже не работает.

        В Красноярске проходили торжества композиторской организации в Оперном театре, где звучали отрывки из 6 опер красноярских композиторов. Как вспоминает Юрий Павлович, было такое ощущение, что об этом событии знали все – от проводницы вагона до водителя автобуса. Переполненные залы, педагоги, студенты – равнодушных не было!

        Размышляя о проблемах современного состояния музыки, Ю.П. Юкечев предлагает только один выход – каждый должен честно делать своё дело. Композитор – это не тот, кто сочиняет музыку, а тот, кто не может не сочинять. Задача нашего учебного заведения – возродить дух музицирования. Музыка всё время должна звучать, ведь раньше на концертах звучало 90 % музыки новой, из под пера, где большинство – новая сибирская музыка. Это и есть дух музицирования. Ю.П. Юкечеву принадлежит идея создания «Ассоциации музыки Сибири», которая включала бы деятельность композиторов, музыковедов и исполнителей. Эта идея очень вдохновила коллег и над ней уже работают.

        Но как найти критерий оценки новой музыки? Об этом как-то спросили знаменитого музыковеда, профессора санкт-петербургской и ереванской консерваторий Георгия Григорьевича Тигранова (на самом деле он был Тигранян). В ответ, со свойственным ему армянским акцентом, он говорил: «Давайте выстраивать ряд. Вот Гайдн, Бетховен, Малер, Шёнберг, Стравинский. Так, а Хачатурян? Что-то чеснока много» (смеётся). Есть великая мысль – музыкальная культура является единым организмом. Поэтому нужны параллели, связи различных музыкальных эпох. Ведь совершенно не случайно символом фестиваля стала авторская фотография Юрия Павловича под названием «Музыка», где изображена сибирская чайка, плывущая по воде с расходящимися кругами, где круги – символ музыкальных эпох и стилей.

        «Чтобы музыка не умирала, – заключает Юрий Павлович, – она должна звучать».

    Павел ШАХОВ
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки