Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Всероссийский музыкальный конкурс" №11, Февраль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_11/?page=search

     

    Дубровская М.Ю.

    "Этот сложный вокал..."

    Дубровская М. Ю.

    доктор искусствоведения,
    профессор кафедры этномузыкознания
    НГК им. М.И. Глинки

     


        8 октября в стенах Новосибирской консерватории состоялся Мастер-класс членов жюри I Всероссийского конкурса – Народной артистки России, доцента СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова О.Д. Кондиной и Заслуженной артистки Российской Федерации, доцента СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова С.В. Горенковой.

        Представлявшая именитых мастеров вокала педагогам и студентам заведующая кафедрой сольного пения, профессор З. З. Диденко, отметив выдающиеся исполнительские и педагогические заслуги гостей нашего вуза, выразила им от лица всех певцов Новосибирска (большая часть которых переполнила два обширных кафедральных класса) самую искреннюю благодарность за расположенное внимание к вокальной молодежи и желание поделиться с коллегами уникальными знаниями современной вокальной педагогики и практики оперного пения.

        А в течение последовавших трех (!) часов предельно уставшие от дальних перелетов и бесконечных конкурсных прослушиваний I Всероссийского конкурса в федеральных округах России Ольга Дмитриевна Кондина и Светлана Владимировна Горенкова к воодушевлению всех присутствовавших с упоением занимались со студентами Музыкального колледжа и консерватории, вдохновенно представляя профессию и призывая студенческую молодежь к постоянному самоотверженному труду во благо любимого дела.

        Студенты, неоднократно слышавшие от своих педагогов по специальности подобные увещевания, сегодня воспринимали их с особым доверием. Ибо подкреплялись они образным повестованием примадонны Мариинки в течение почти четверти века, О. Д. Кондиной, о ее напряженном творческом пути в Большую оперу и необходимости постоянного самосовершенствования. Ибо в своих мудрых высказываниях относительно формирования базисных компонентов комплекса профессионального певца С. В. Горенкова, подготовившая для большой сцены не одного исполнителя, искренне делилась не только ноу-хау своего педагогического мастерства, но еще и приводила в качестве полезного примера собственные юношеские заблуждения и просчеты…

        В процессе демократичной и располагающей беседы со слушателями мастера проводили моментальную и точную диагностику проблем вокального аппарата молодых («начинающих», по словам Светланы Владимировны) певцов и столь же оперативно и, что самое главное, результативно работали с ними по исправлению выявленных недостатков. Уважительно и с тонким юмором осуществляя предметный анализ существа проблем каждого «подопытного кролика», Ольга Дмитриевна и Светлана Владимировна, лимитированные временем, демонстрировали невероятно ценные «выжимки» своего богатейшего творческого и педагогического опыта, сопровождая ускоренный педагогический процесс блестящим личным показом.

        Результатом моих попыток вклиниться в бесконечный и динамичный профессиональный диалог специалистов стали несколько ответов столичных мэтров на ряд заданных им актуальных вопросов, которые постараюсь донести до читателя.

    - Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о ходе и результатах закончившегося вчера в Новосибирске конкурса вокалистов в Сибирском федеральном округе.

    О. Д. Кондина: Сложилось ощущение, что служба оповещения сработала не в достаточной мере или слишком поздно, – в результате, как полагаю, многие талантливые певцы не смогли или не успели попасть на прослушивание. Те же, кто все же выступил, к сожалению, не были в массе должным образом подготовлены, простите, но ошибаться в тексте произведения на конкурсном прослушивании такого уровня – непростительно! Да, мы только троих певцов пропустили на второй тур потому, что очень хотим, чтобы одаренные российские музыканты выросли в больших певцов!

    С. В. Горенкова: Мы очень надеялись на Новосибирск: ожидали появления здесь новых звезд на певческом небосклоне, но, однако, не знаю, в чем дело, увы наши ожидания не сбылись.

    - В чем причина, по Вашему мнению?

    О. Д. Кондина: Считаю ошибочной явную тенденцию сибирских педагогов – готовить с конкурсантами драматические произведения с целью избежать высоких нот. Помилуйте, ну как можно двадцатидвухлетнему певцу давать арию Князя Игоря или Пролог к «Паяцам»?

    С. В. Горенкова: Педагогам периферийных вузов никак нельзя расслабляться в стремлении к эталону академического пения, принижать первостепенную важность чистой интонации, недооценивать необходимости опираться в первоначальном воспитании певцов на старинную итальянскую арию в операх композиторов XVIII века, сочинения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В.А. Моцарта …

    - А что для Вас является эталонным?

    О. Д. Кондина: Основное требование – к точности передачи текста, стиля, образа! Нужно быть подготовленным технологически настолько, чтобы не думать о вокале, а создавать образ! Если вы хотите быть хорошим, лучшим певцом, то осознайте, что выбрали очень сложный путь, связанный с тяжелейшим трудом длиной в творческую жизнь! Постоянно работайте над своей физической формой, имейте в своем арсенале две октавы абсолютно ровного звука, профессионально владейте ремеслом, умейте самостоятельно грамотно разбирать программу, для чего необходимо прилично владеть фортепиано…

    С. В. Горенкова: Эталонное исполнение, это, во-первых, чистый, свободно и абсолютно точно в высотном отношении взятый звук; чистая же интонация; точное же попадание в резонатор; отсутствие физического напряжения, естественность в процессе пения; минимальная артикуляция губами и еще многое другое, о чем начинающему певцу необходимо думать одновременно и постоянно… И только по закреплении комплекса данных навыков – совершенно необходимых профессиональному певцу, можно приступать к работе над стилем, характером и образностью исполняемых произведений!

    - Ваши рекомендации…

    О. Д. Кондина: Каждый певец, каждый тембр – явление абсолютно уникальное! Не подражайте никому, ищите свое! У многих молодых и талантливых сибирских певцов остается надежда более существенно подготовиться к следующему – II Всероссийскому конкурсу, который состоится через четыре года. Ничего не упущено!

    С. В. Горенкова: Для меня абсолютно ясно, что начинать работать над сценическим образом следует только после решения всех технических, технологических проблем. Нет естественного, не зажатого, ровного дыхания, соответственно – звучащей струи голоса, значит, нет и красоты звука. Для меня всегда самым важным было – разобраться в существе и всех тонкостях своего дела. Это сложный путь, но я советую всем молодым певцам его пройти!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки