Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Всероссийский музыкальный конкурс" №11, Февраль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_11/?page=search

     
    Любимые учителя:

    Хващевская Н.

    "Слово о мастере"

    Хващевская Наталья

    студентка IV курса ТКФ

     


        Элеонора Ивановна Титкова – профессор, заведующая кафедрой оперной подготовки Новосибирской консерватории. С 1994 года она – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, в 2005 названа «Человеком года», а в 2006 году удостоена награды Орден почета.

        Уникальность этого специалиста в том, что в ее творческой судьбе соединились два вида искусства – музыка и театр. Причем в каждой из двух областей она имеет профессиональное образование. Закончив музыкальное училище по классу фортепиано, Элеонора Ивановна поступила сначала в театральное училище, а затем приняла решение уехать в Москву для обучения в ГИТИСе в классе народного артиста СССР профессора Б.А. Покровского. После получения диплома с отличием и квалификации режиссера музыкального театра, Элеонора Ивановна вернулась в Новосибирск. Именно нашему городу она посвятила весь свой творческий потенциал. И именно нашему вузу уже многие годы отдается огромный профессиональный опыт этого редкого специалиста. Вклад Элеоноры Ивановны в отечественную музыкально-театральную культуру и образование трудно переоценить: вот уже более сорока лет она успешно совмещает педагогическую и режиссерскую деятельность. Кроме работы постановщика спектаклей оперной студии Новосибирской консерватории, Э.И. Титкова занимает должность главного режиссера Государственного театра музыкальной комедии.

        Сегодня Элеонора Ивановна Титкова делится с нами мыслями и воспоминаниями о своей жизни в искусстве.

    - Элеонора Ивановна, откуда взялась мысль стать театральным режиссером после полученной профессии пианистки?

    - Дело в том, что я с самых детских лет посещала различные драмкружки. Будучи уже в восьмом классе, я состояла сразу в четырех драмкружках. Мне нужно было успевать везде: это «Дом художественного воспитания детей», «Дом работников искусств» и две школы - четвертая и девятая. К тому же моя мама была первым директором театрального училища и я, уже работая в музыкальной школе, сказала ей, что если не поступлю в театральное училище – то просто умру, я не могу без этого жить! Таким образом то , что я пошла учиться в театральное было закономерным. Тем более, что как раз тогда приезжал в Новосибирск ректор ГИТИСа, который сказал, что в этом году набирает курс Борис Александрович Покровский. После целого месяца упорной подготовки… я поступила.

    - Как Вам удается в течение столь долгого времени удачно совмещать профессии педагога и режиссера театра?

    - В принципе, это очень и очень трудно. Самое главное – решить какие-то организационные задачи. Я так думаю, что на протяжении уже многих лет, когда я совмещаю и ту, и другую должности, мне приходится «приноравливаться» к своим студентам. Но мы ладим. Они, конечно, мне помогают, они ведь тоже все работают сейчас: и здесь, и в оперном театре, кто в хоре, кто в филармонии. Именно поэтому мы все в конце репетиции договариваемся о следующей встрече, чтобы всем было удобно.

    Многолетний опыт работы в музыкальном театре воплотился в особый режиссерский стиль. В репертуаре Э.И. Титковой оперы, оперетты, музыкальные комедии, мюзиклы, европейская и русская классика, произведения современных авторов, в том числе сибирских. К числу лучших работ мастера относятся следующие постановки: Б. Сметана «Проданная невеста», Ж. Бизе «Кармен», Н. Римский-Корсаков «Царская невеста», Ш. Гуно «Фауст», С. Прокофьев «Дуэнья». Российской премьерой прозвучали на сцене консерватории «Похождение повесы» И. Стравинского и «Сконфуженный Парнас» Й. Мысливичека. Творческий подход режиссера отличает стремление работать с разными театральными композиторами, включая и наших современников. О степени достоверности режиссерского решения свидетельствует то, что Р. Щедрин и А. Смелков высоко оценили работу Элеоноры Ивановны, осуществившей постановку их опер в Москве и Новосибирске («Не только любовь», «Пегий пёс, бегущий краем моря»).

    - Вы работаете с широкими жанровыми и авторскими спектрами театральных произведений. С какими жанрами и с какими композиторами Вам интереснее всего работать?

    - Это очень сложно сказать, потому что у нас изначально было направление на жанр оперы. Я ведь закончила ГИТИС как режиссер оперного театра. Собственно, работая в консерватории, я в первую очередь реализовалась именно в этом плане – здесь сначала тоже было направление именно оперное. Но потом, когда я начала ставить спектакли в театре музыкальной комедии, поняла, в чем секрет этого жанра и чем вызывается радость зрителя, который встречается с этим жанром. Получается, можно отметить пристрастие к опере и оперетте. Теперь об авторах. Интереснее работать с талантливыми композиторами, здесь другого не скажешь… Есть интересные имена и среди наших современников, например – Журбин, Кротов. В свое время я много ставила Марка Самойлова, в связи с интересом к романтической направленности его произведений. Так что можно перечислить немало имен.

        Заметным событием в культурной жизни Новосибирска стали постановки Э.И. Титковой в театре музыкальной комедии: М. Самойлов «Неотразимый Сопрыкин», «Тогда в Севилье», «Страсти святого Микаэля», А. Дериев «Ищите пришельца», Ж. Оффенбах «Мадам Фавар», И. Кальман «Марица», Б. Брехт «Трёхгрошовая опера» и многие другие. На сцене Новосибирского театра оперы и балета были ею поставлены такие шедевры, как «Травиата» Д. Верди, «Испанский час» М. Равеля, «Джанни Скикки» Д. Пуччини, «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

    - Назовите, на Ваш взгляд, самые удачные работы? Могли бы Вы поделиться впечатлениями и вспомнить интересные случаи во время постановок этих спектаклей?

    - В консерватории была очень интересная работа с оперой Стравинского «Похождения Повесы». До сих пор многие вспоминают эту постановку. Дело в том, что мы вообще привезли эту оперу из Австралии. Нам сразу сказали, что она не может идти в нашем оперном театре, потому что там «публичный дом». Но мы как-то перешагнули через это и посвятили постановку именно этому дирижеру – Орлову, который привез оперу. Да много таких интересных встреч бывает во время постановок, все и не перескажешь, ведь что-нибудь да случается.

        Элеонора Ивановна владеет богатым арсеналом приемов опытного педагога-методиста. Она не только СТАВИТ спектакли, она УЧИТ студентов актерскому мастерству, «ЗАРАЖАЕТ» своим энтузиазмом и постоянным творческим горением молодых певцов, ВОСПИТЫВАЕТ серьёзное отношение к профессии актёра. Педагог оказывает влияние на многие творческие биографии. Более 150 певцов, в разное время обучавшихся в классе оперной подготовки Э.И. Титковой, ведут артистическую деятельность на сценах музыкальных театров России, Европы, республик СНГ. Многие из них получили звания народных и заслуженных артистов, лауреатов и дипломантов конкурсов. Среди них – солисты Мариинского театра в Санкт-Петербурге: Владимир Галузин, Валентина Цыдыпова, Валерий Алексеев и Андрей Илюшников. В Новосибирском оперном театре работают 11 выпускников Элеоноры Ивановны. Девять её воспитанников трудятся в Новосибирском театре музыкальной комедии. Ряд из них удостоены почетных званий и имеют широкую известность – Татьяна Горбунова, Этери Гвазава.

    - Что является самым важным в общении с учениками, студентами? Как воспитать настоящего артиста, профессионального актёра? Ведь каждый молодой артист уже считает себя творческой личностью, с которой, наверное, нелегко работать.

    - Бывает по-разному. Можно вспомнить Александра Выскрибенцева, с которым мы работаем уже много лет. С ним было поставлено большое количество спектаклей, и никогда, ни разу, ни на одной репетиции мы с ним не сталкивались и не спорили. А с другими режиссерами почему-то у него случаются конфликты. Я думаю, что это просто привычка к методу работы. У нас с ним, по-видимому, творческие отношения сложились. Можно и других вспомнить, на моем пути часто встречались талантливые актеры. Чего стоят такие имена, как Иван Андреевич Ромашко, Ольга Титкова, Людмила Шаляпина. А Серёжа Плашков – как он вырос! Самое главное в воспитании артиста-певца – добиться того, чтобы он научился что-либо делать на сцене. Я часто наблюдаю за выступлениями Галузина и думаю: «…Так, так, вот это я ему сказала как делать, это вот это, смотрю – он еще и это помнит!...» То есть, нужно, чтобы как можно больше режиссер давал «приспособлений». Необходимо, чтобы как можно лучше молодые певцы узнали о том, каким образом достигается звание хорошего актера. Дорогого стоит научиться, прежде всего, естественности на сцене, а уже потом можно добавлять иронию или другие эмоции. Актер должен естественно себя чувствовать на сцене – это самое главное, так как это самое трудное, это необходимая база.

        Профессиональная биография театрального постановщика отнюдь не ограничивается работой Э.И. Титковой в нашей стране. Курс музыкальных режиссеров Элеонора Ивановна вела для студентов Академии музыкально-сценических искусств им. Л. Яначека (Чехословакия). Там же она поставила спектакль «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, который получил Золотой приз театрального фестиваля им. М. Кудериковой. На разных подмостках Европы с успехом шли работы Э.И. Титковой: «Травиата» Д.Верди в Японии, «Пиковая дама» и «Иоланта» П. Чайковского в Германии, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта в США. Ряд оперных спектаклей был осуществлен Элеонорой Ивановной в рамках музыкальных ассамблей, а также международных российско-немецких музыкальных фестивалей в сотрудничестве с профессорами Государственной высшей школы музыки Гейдельберга-Мангейма в Германии.

    - Вы работали в учебных заведениях других стран. Есть ли отличия от нашей системы образования в области методики и как за рубежом относятся студенты к своей профессии?

    - Я целый год работала в Чехословакии и вела курс режиссеров. Здесь, как мне кажется, как и у всех начинающих режиссеров, бывает такое: «да мы все знаем», «надо вот только так и больше никак». Переломить вот это якобы «всезнайство» очень сложно. И когда этот перелом происходит, то получаются отличные результаты. Как-то в Праге ставился «Семен Котко», мы ездили туда со студентами. Но там так было все перевернуто, что речь в том спектакле вообще шла не о том. Я им сказала: «Опера – это синтез всех искусств, где собирается все самое лучшее из того, что есть в искусстве, поэтому на опере должны либо плакать, либо смеяться (в зависимости от жанра)». Они отвечают: «Ну что вы говорите – петь надо, и больше ничего». Потом мы поспорили о том, что я сделаю спектакль, на котором будут либо петь, либо смеяться или плакать. Это было к 60-летию октябрьской революции, когда я поставила «Молодую гвардию» Мейтуса. Вот итог -рыдали минут десять, молчали…

        Очень интересна была встреча в Америке. При университетах там есть театральные образования, где я делала «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Местные участники постановки были самозабвенно преданы тому, что делают. Это было что-то! Мы репетировали с одиннадцати до двух, потом студенты ложились на маты. Им принесли маты, потому что уходить было невозможно – каждый день была пурга, это страшное дело. Потом они отдыхали и, около шести часов, мы начинали опять и работали до десяти. Представляете? Это было, конечно, очень сложно для них, но они просто молодцы, все сумели. После постановки каждый подходил и говорил на русском языке: «Дай Бог вам здоровья».

        Заслужив своими работами высокий авторитет режиссера-методиста, Элеонора Ивановна оказывает методическую помощь творческим коллективам и концертным организациям, входит в состав жюри многих артистических конкурсов.

        Творческий багаж ее постановок на сцене Новосибирской консерватории, сценах российских и зарубежных городов составляет более 70 спектаклей.

    - Элеонора Ивановна, что бы вы хотели пожелать будущим и настоящим певцам-артистам и молодым режиссерам музыкального театра, осуществляющим современные постановки?

    - Могут быть разные мнения об этом, важно оценивать итог работы. Если современные одежды и декорации представляются в истории 18 века, то восприятие всегда будет зависеть от игры актера-певца. Как только нужный результат достигнут, так зритель уже и не замечает, в чем одет актер. Публика должна понимать работу артиста, видеть, как он донес идею, которая была в 18 веке. Я думаю, что только талантливый постановщик сумеет подать современность через время. Я абсолютно уверена в том, что после эпохи авангарда, с его современными постановками, не позже чем через пять лет, наступит реализм…

        Как всем, кто общается с Элеонорой Ивановной Титковой, мне верится в абсолютную достоверность ее прогноза. Покоряет тепло, с которым Элеонора Ивановна рассказывает о своей работе, о студентах и постановках.

        Все соединилось в этой личности как в опере: обаяние творческой натуры, уверенность и знание своего дела с мягкостью взгляда и улыбки. Хочется присоединиться к американским коллегам в пожелании Элеоноре Ивановне крепкого здоровья и творческих успехов!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки