Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Всероссийский музыкальный конкурс" №11, Февраль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_11/?page=search

     

    Бондарева И.

    Феномен «Иронии»
    (новогоднее лирическое)

    Бондарева Инна

    студентка IV курса ТКФ

     


        Наша жизнь – это события, сменяющие друг друга каждое мгновение. Радостные и печальные, приятные и не очень. Все, что окружает нас, является частью нас самих и расцвечивает наш мир разными красками. У каждого из нас есть особенно дорогие сердцу воспоминания, моменты радости, которые согревают нас в трудные времена и которыми хочется поделиться с родными, близкими, друзьями, знакомыми…

        Из огромного мира художественных произведений – кинематографии, музыки, живописи, поэзии и т.п. – мы выбираем явления, наиболее близко подходящие именно нам, соответствующие нашему отношению к жизни, нашему чувствованию. Мы можем множество раз смотреть наши любимые фильмы и слушать музыку, раз и навсегда запавшую в душу...

        Конечно же, жизнь переменчива и мы следуем за ней. Случается и так, что взгляды наши меняются, и мы переносим внимание с одного объекта восприятия (манеры поведения, стиля жизни) на другой. Но это уже вопрос нашей устойчивости (подвластности времени). Однако, несмотря на все неурядицы, проблемы, трудности, возникающие в жизни, нам хочется верить в чудо, в неожиданное счастье. «Ирония судьбы» (1974г.) – фильм на чудеснейшую музыку Микаэла Таривердиева, стал поистине символом Нового Года, символом чуда, происходящего в нашей – такой непростой жизни.

        «Каждый год тридцать первого числа», – как повторял главный герой фильма, – моя семья с нетерпением ждет первые кадры «Иронии судьбы» под звучание клавесина, с которых для нас начинается праздник.

        В этой «совершенно нетипичной истории, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь» есть неповторимая нежность, искренность, какая-то особенно щемящая грусть. Тонкий лиризм, песенность («… Когда люди поют? Когда они счастливы!»), сокровенный тон, интимно-личностный характер разговора легко и навсегда запомнились зрителям, слушателям, мне...

        О, эти бессмертные Песни, тонко отражающие событийный ряд фильма и звучащие в самые важные моменты, как взгляд с поэтической стороны на реалии происходящего! Они настолько сливаются с общей атмосферой, что, кажется, иное музыкальное оформление не выглядело бы столь идентично и не смогло бы создать подобный эффект. Но в этих же песнях, как понимаем со временем, предвосхищается, предчувствуется дальнейший ход событий.

        Песня «Со мною вот что происходит» под простой гитарный аккомпанемент сопровождает начальные титры, обрисовывая ситуацию выбора главным героем жизненной дороги и своей судьбы: «… О, сколько нервных и ненужных связей, дружб ненужных», «… О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ».

        «Кто-нибудь» появляется вскоре, и это «невеста» Галя. В песне «Никого не будет в доме» главный герой поет «ты появишься у двери в чем-то белом без причуд» (Галя одета в белую шубу и шапку). И визуальный, и событийный, и музыкальный ряды подчиняются друг другу, причем, без напыщенности, слащавости, чрезмерности – все в фильме гармонично, «всему свое время».

        Эпизоды показа связующих событий, протекающих параллельно или несколько отстраненно, имеют свою музыкальную символику. Она наполнена очарованием фортепианной игры самого композитора и именно эта мелодия известна всем. С нее начинается экспонирование главной героини – Нади, в квартиру к которой случайно попал Евгений Лукашин (главный герой). Позже она будет звучать после ухода Ипполита (жениха Нади) в симфоническом оформлении.

        Выпроводив Лукашина, Надя поет для своего жениха, но, не радостно воодушевленно, а как-то особенно грустно, с предощущением неминуемого расставания, разности их жизней.

    «О, одиночество, как твой характер крут.
    Посверкивая циркулем железным.
    Как холодно ты замыкаешь круг,
    Не внемля увереньям бесполезным.
    Дай встать на цыпочки в твоем лесу,
    На том конце замедленного жеста.
    Найти листву и поднести к лицу,
    И ощутить сиротство как блаженство»

        Характер киноповествования (и киномузыки) меняется в момент, когда к Наде приходят ее коллеги-преподавательницы. Здесь, несмотря на минорную окраску песни, чувствуется оживленность, скрытая игривость, жизненность: «С кем распрощалась я, вас не касается», «вагончик тронется, и он останется».

        Во второй части фильма перед нами разворачивается уже не две разных истории, а одна – история «соединенных душ». Показан переход героев из одного состояния в другое, их желание быть счастливыми, рискуя менее важным. В иронически-забавной песне Евгения «Если у вас нету тети» («ария московского гостя») слова «думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь» – звучат выводом. Отклик они находят в следующей песне – Нади («… Мне нравится, что вы больны не мной»). Да, в этой тонкой музыкальной канве фильма все неоднозначно, но ведь и в жизни нашей так же, не правда ли?

        Одна из самых проникновенных мелодий, кульминация лирической линии фильма – «Я спросил у ясеня, где моя любимая». История поиска любимой, увенчанная разочарованием от осознания того, что «преданный друг» увел ее: «Была тебе любимая, а стала мне жена».

        «Мы немножко сошли с ума» произносит Надя и поет:

    «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий
    Я выпытать, куда вам путь и где пристанище.
    Я вижу мачта корабля
    И вы на палубе…»

        Героиня отпускает Евгения, с болью и любовью в сердце: «благославляю вас на все четыре стороны». В эпизоде, когда Евгений едет домой в Москву, за кадром читается стихотворение Александра Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»:

    «С любимыми не расставайтесь,
    Всей кровью прорастайте в них,
    И каждый раз навек прощайтесь,
    Когда уходите на миг».

        И, действительно, любовь разбивает все преграды, для нее не существует границ. Надя приезжает в Москву и вновь звучит лейттема фильма...

        И пусть скажут, что это – типовые чувства. Но верится, что даже типовые чувства, дома, города могут объединять судьбы, могут заставить нас поверить в чудо! Ведь стал же истинным чудом творческих союз двух уникальных Художников – Эльдара Рязанова и Микаэла Таривердиева.

        Перефразируя навсегда оставшиеся в сердце последние реплики главных героев в фильме, добавлю, что, если бы эта история не произошла самым неожиданным образом, – «мы (все мы) не были бы счастливы»!

        Хотя бы раз за двенадцать месяцев – в Новый год!

        Наша жизнь – это события, сменяющие друг друга каждое мгновение. Радостные и печальные, приятные и не очень. Все, что окружает нас, является частью нас самих и расцвечивает наш мир разными красками. У каждого из нас есть особенно дорогие сердцу воспоминания, моменты радости, которые согревают нас в трудные времена и которыми хочется поделиться с родными, близкими, друзьями, знакомыми…

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки