Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Нам десять лет!" №2 (35), Апрель 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Концерты

    Спицына Л.

    «Музыка весны»: попытка критического осмысления


    скачать публикацию в формате pdf

    Спицына Лариса

    студентка III курса ТКФ

     


    Музыка весны

    4 марта 2017 года в Большом зале Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки состоялся концерт, приуроченный к наступлению календарной весны, а также первому весеннему празднику – Международному женскому дню. Мероприятие проходило под девизом «Музыка весны». Весьма примечательными по составу оказались исполнители, заявленные в афише, – Наталья Багинская (орган), Глеб Никулин (орган), Яна Мамонова (сопрано), Маргарита Аунс (кларнет), Станислав Овчинников (виолончель).

    Ведущие Ольга Светлова (доцент, проректор по научной и творческой работе НГК) и Дмитрий Павликов (студент 2 курса ТКФ НГК), открывая концерт, объявили: «Посвящение весне, женщине, посвящение любви». Такая заявка, прозвучавшая в самом начале вечера, требовала и соответствующего воплощения. Стихи, звучавшие из уст ведущих в паузах между исполнением музыкальных произведений, задавали соответствующее настроение, являлись образно-смысловой связкой между творениями разных композиторов. Эта задумка как нельзя кстати соответствовала и тематике мероприятия.

    Концерт проходил в двух отделениях. Первое из них включало в себя, в основном, органные произведения И. С. Баха, во втором слушателю были представлены сочинения композиторов XIX – XX веков, также содержащие звучание органа. Среди них присутствовали как произведения, изначально написанные для органа, так и переложения сочинений, предназначавшихся по композиторскому замыслу для другого инструмента или исполнительского состава.

    Органисты Наталья Багинская и Глеб Никулин вновь представили слушателям свою виртуозную технику игры на органе, отмеченную при этом глубокой осмысленностью трактовки и подтекста каждого из прозвучавших сочинений, необходимой эмоциональной выразительностью. Особенно запоминающимся номером первого отделения можно назвать «Вестминстерские колокола» Л. Вьерна в исполнении Глеба Никулина. Это сочинение вызвало у публики особый интерес. Сквозное развитие в музыкальном материале поддерживалось постоянно возрастающим эмоциональным градусом исполнения, что вкупе дало изумительный эффект объемного и непрерывно разрастающегося звучания. Этот номер, завершающий первое отделение концерта, подарил слушателям незабываемые впечатления. Среди наиболее удачных номеров первой половины вечера следует также отметить арию из оркестровой сюиты №2 И. С. Баха в исполнении Станислава Овчинникова (виолончель) и Глеба Никулина (орган). Произведение, известное широкому кругу слушателей, весьма органично вписалось в программу концерта и было исполнено на высоком качественном уровне.

    Второе отделение открылось шестью миниатюрами разных композиторов в переложении для органа и кларнета. Ёмкая форма пьес-миниатюр, где звучание солирующего кларнета в исполнении Маргариты Аунс поддерживалось аккомпанементом органа (Наталья Багинская), по-видимому, обусловила больший отклик публики, чем на произведения довольно развёрнутой формы. Каждая пьеса звучала как маленькая история, рассказанная дуэтом инструментов. Отдельно хочется отметить сочинение «Ave Maria» К. Сен-Санса (в переложении для двух названных инструментов), в котором нежное соло кларнета (Маргарита Аунс) чудесно сочеталось с воздушной партией органа (Наталья Багинская).

    Яркий момент вечера был связан с появлением на сцене солистки Яны Мамоновой (сопрано). Волшебное звучание сопрано оживило концертную программу, подняло градус эмоционального накала на новый уровень. Нежное вибрато, присутствующее в тембре солистки в разумных пределах, необходимая, но не чрезмерная выразительность, ясное и отчётливое произношение текста – все эти компоненты исполнения помогали Яне Мамоновой буквально завораживать публику на протяжении каждого своего номера. Отдельно необходимо сказать об исполнении трио «Сиберика» (партия органа – Наталья Багинская, партия кларнета – Маргарита Аунс, вокальная партия – Яна Мамонова) номера «In trutina» из кантаты К. Орфа «Carmina burana». Ансамбль отличался предельной слаженностью, демонстрировал тончайшую нюансировку, не выходя при этом из тихой звучности, что всегда составляет особую сложность при исполнении.

    Всё было бы логично в этом вечере, если бы не некоторые обстоятельства, не позволяющие назвать концерт максимально удавшимся. Превалирующим в концерте было звучание органа, и уже это несколько не сочетался, на мой взгляд, с приуроченностью мероприятия к весеннему празднику. Сам по себе тембр органа ассоциируется в нашем сознании с объективным взглядом на мир. А между тем весна – время любви, лирики, в целом, глубоко субъективного мировосприятия. Следствием выбора главенствующего в концерте музыкального инструмента стала программа вечера, в ряде случаев отличающаяся излишней серьёзностью для заявленной весенней тематики. Таковым сочинением, например, является Соната И. С. Баха G-dur для виолончели и органа, прозвучавшая в первом отделении (партия виолончели – Станислав Овчинников, партия органа – Наталья Багинская). Развёрнутое произведение, состоящее из нескольких частей, довольно сложно воспринималось публикой, пришедшей на концерт в преддверии весеннего праздника. Каждый из солистов виртуозно передал свою партию, сложную как технически, так и в образно-эмоциональном аспекте. Но в ансамблевом звучании отсутствовала та необходимая слаженность в замысле, которая в конечном счёте и делает из двух самостоятельных солистов-виртуозов слаженный исполнительский коллектив.

    Наконец, финальным произведением концертной программы стала ария из Бразильской бахианы №5 Э. Вила Лобоса в переложении для органа, кларнета, виолончели и сопрано соло. Думается, что выбор сочинения для завершения концерта с весенней тематикой был не вполне удачным. Произведение пронизано грустью, и этот эффект был усилен несколько медленным темпом исполнения, а также тяжеловатым тембром органа. Кроме того, в ансамбле не было желаемой гибкости, в связи с чем исполнение не отличалось утончённостью. Одним словом, финальный номер концерта не произвёл ожидаемого эффекта.

    Тем не менее, публика встречала исполнителей бурными аплодисментами, говорящими о глубокой благодарности за творчество, которое музыканты дарят людям. В целом, слушатели остались довольны, поскольку вновь получили удивительную возможность прикоснуться к миру музыки, услышать так горячо любимый ими тембр органа – как солирующего, так и в сочетании с другими инструментами, вокалом.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки