Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу юбилею №2 (2), Август 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Слово редактора

    Навстречу юбилею

    И снова конкурс…

    Круглый стол с острыми углами

    Этно в консерватории

    «Слыхали ль вы …» или о консерваторских премьерах

    О музыкальных интернет-ресурсах

    Музыкальная юморина

    Поиск по сайту

     
     
    Навстречу юбилею
    Навстречу юбилею

     
  • Играть музыку? Играть в музыку!
  • О флейте и не только …
  • Концерт органной музыки

  • Играть музыку? Играть в музыку!

       Безусловный подарок для новосибирской публики преподнесли организаторы юбилейных концертов Консерватории, пригласив для выступления на сцену Большого Зала выпускников кафедры духовых и ударных инструментов прошлых лет. Этот концерт, состоявшийся 27 марта мог бы стать очередным, стандартным вечером академической музыки, привычной завсегдатаям филармонических залов, но, почему-то, таким не стал. И вот, почему.

       Расскажем теперь подробнее об этом необычном событии. Обычная афиша, большого формата, висевшая на привычном взору месте, без особого пафоса ведала всем интересующимся о том, что такого-то числа, в такое-то время, в таком-то месте состоится такой-то концерт, в котором принимают участие такие-то лица…Стоп. Несведущему в области музыки для духовых инструментов эти фамилии могли и ни о чем не сказать. Как, например, и мне. А увидела я следующее: «В концерте принимают участие Маргарита Аунс, Сергей Архипов, Василий Соколов, Владимир Тищенко, Андрей Салтанов, Рустам Зиганшин».

       Ансамбль пяти духовиков, известный более как Сибирский «Брасс-Квинтет», по сути и представлял все богатство кафедры в виде достойных продолжателей великого дела своих педагогов. Такого профессионализма в игре на медных духовых инструментах я, честно говоря, не слышала давно, а, возможно, и не разу. Тем самым ансамбль напрочь избавил слушателей от негласного вопроса «Неужели только эти люди смогли представлять свой ВУЗ годы спустя?» Подобный коллектив проверен временем, он уже успел заслужить любовь публики, будучи одним из ведущих составов Новосибирской Филармонии. Поэтому, если и не только они, то уж одни из первых – это точно, ответим мы на вопрос.

       Совместно с квинтетом выступала и представительница кафедры, уже упоминаемая нами Маргарита Аунс. Исполнив классическую и, в то же время, красивую музыку - Адажио Вивальди и Сонату для кларнета Сен-Санса – она, демонстрируя мастерство владения инструментом, навевала своей игрой следующие мысли. Хотелось думать о чем-то родном и приятном, о том, что покинув раз это родное, вернуться туда становится самым заветным желанием, заглянуть хоть на секунду в далекое прошлое – мечтой. Об этом пел кларнет. А потом…

       Следующую часть концерта заняли мужчины. Тут привычный академизм в исполнении частично исчез. Сам выход ансамбля на сцену под фанфарный трубный глас Р.Штрауса, причем не из-за кулис, а из фойе, настраивал на что-то необычное и интересное. Исполнители представили себя как не просто музыканты, а как артисты театра, в котором и зрители – действующие лица. Надо сказать, что и во многих последующих номерах перемещения исполнителей на сцене и вне ее способствовали наиболее чуткому вниманию слушателей, и, следовательно, заинтересованной «игре в музыку».

       Комментируя все увиденное и услышанное, трудно удержаться от бурного восклицания в адрес квинтета, который «играл» в театр. Ярким моментом концерта было исполнение знаменитой арии Фигаро из оперы Д.Россини «Севильский цирюльник». Сам Фигаро – В.Тищенко (бас-тромбон) был ничуть не хуже буффонного оперного баса. Его скороговорка поражала виртуозностью. А если еще учесть и особенности инструмента, уступающего по этой самой виртуозности человеческому голосу, тогда наше «Ах!» приобретет еще больший вес.

       Вторым ярким моментом «игры» было шествие под названием «Болеро» М.Равель. Шествие в прямом смысле, так как сами исполнители вновь выходили на сцену по мере включения в общую звуковую массу, придавая крещендо большую весомость. Мастерская переработка авторской партитуры для этого ансамбля самими участниками квинтета Р.Зиганшиным и А. Салтановым, приобрела новый оттенок общего замысла сочинения. Весь напор бесконечного остинато был передан в мельчайших нюансах, которые можно услышать именно в игре пяти инструментов, а не целого оркестра. И, опять же, поразительная темпово-ритмическая точность духовиков, поочередно бравших на себя партию малого барабана, избавляла от желания комментировать. Это было потрясающе.

       Интересны были все номера концерта. Сама программа была разнообразна, охватывала музыку, начиная со времен И.С.Баха и по сегодняшний день. Не обошли своим вниманием музыканты и джазовые композиции, где можно и поимпровизировать. Так, уподобившись старенькому, но по-прежнему родному саксофону, тромбон в руках А.Салтанова просто запел, запел сам, потому что свою правую руку Андрей демонстративно убрал в карман. Снова «Ах!», снова потрясающе.

       Некоторое разочарование у меня вызвал почти пустой зал. То ли понедельник не располагал к каким-либо посещениям концертов, то ли по-настоящему заинтересованных людей не так уж и много. А может и то, и другое. Но точно то, что пустые места выдавали всего лишь неведение новосибирцев о таком замечательном коллективе как «Брасс-Квинтет», чье выступление было замаскировано под знаком юбилея консерватории.

       Теперь я жду нового впечатления от игры этого коллектива. С нами, игры со зрителями, для которых встреча со старыми друзьями важна и долгожданна.

       Е сли и суждено музыке существовать вечно, то только благодаря исполнительскому искусству, искусству претворять записанные звуки в звуки музыки. Играть в музыку способны только такие исполнители, чье мастерство не знает границ между видами искусств и вечно странствует меж ними.

       Точка.

    Э. Байгудина, IV курс ТКФ

    наверх

    О флейте и не только …

      3 апреля в стенах большого зала
    Новосибирской консерватории состоялся концерт студентов флейтового класса старшего преподавателя Надежды Петровны Фуренковой.

       Такого рода выступление, наполненное и пронизанное монотембровым звучанием (конечно, с необходимыми ансамблевыми сочетаниями), воплощенное в прозвучавшей в тот вечер незабываемой музыке, представляется мне значительным, ценным событием концертной жизни нашей консерватории. В связи с чем особенного сожаления заслуживало то, что количество свободных мест заметно превышало пришедших на концерт слушателей, ведь представленные музыкальные сочинения для духовых инструментов довольно редко исполняются на большой сцене независимо от того, современному ли композитору принадлежат или перу баховского гения, презентуют ли романтический виртуозный стиль или необычайный восточный колорит.

       Концерт отличался насыщенностью музыкальными явлениями, которые отражали разные грани флейтового исполнительского искусства. Это своеобразное "музыкальное приношение" в честь юбилея Новосибирской консерватории представило разнообразие жанров (вариации, рондо, части из концертов и сонат, где выделялась соната-аппасионата для флейты-соло, виртуозные пьесы, программные зарисовки, а также переложения, например, известной джазовой темы "Тень твоей улыбки") и стилевых направлений (барочная, романтическая и современная музыка). Кроме того, пришедшие на концерт слушатели могли наблюдать различные вариации ансамблевого состава как по количеству исполнителей, так и по тембральному сочетанию (квинтет флейт, дуэт флейты и фортепиано, трио двух флейт и фортепиано, дуэт флейты и арфы, трио флейты, клавесина и голоса). Немаловажно сказать, что такая калейдоскопичность музыкальных "событий" была, на мой взгляд, удачно выстроена. Музыкальные произведения здесь чередовались по принципу контраста, как ансамблевого состава, так и образного наполнения. При этом в драматургии концерта оказалось возможным усмотреть три историко-стилевых блока (музыка эпохи барокко, романтизма и XX века), хронологически сменяющих друг друга.

       Безусловно, для многих слушателей (да и для меня) своего рода "откровением" было исполненное на концерте произведение японского композитора Мияги Митио "Море весной" для дуэта флейты и арфы (Ким Чу Ри - флейта, Наталья Гирунян - арфа). Оно появилось и прозвучало как "экзотический островок" среди океана музыки западноевропейской традиции и поразило проникновенным исполнением. Удивительным показалось необычайно гармоничное сочетание двух "хрустальных" тембров, колористическое достоинство которых было подтверждено в совершенно ином по стилю музыкальном сочинении, а именно в пронизанных нежным звучанием вариациях Д. Россини (Наталья Тупиневич - флейта, Наталья Гирунян - арфа).

       В начале концерта слушатели были вовлечены в струящийся поток старинной музыки (Концерт ре мажор Боумартье для квинтета флейт в составе: Елена Слободенюк, Петр Усатюк, Никита Пак, Ким Чу Ри, Александра Филиппова), где исполнителями была преодолена сложность, и продемонстрирована увлекательность ансамблевой игры. Прозвучавшие в дальнейшем сочинения бессмертного Баха, представленные аутентичным сочетанием воздушной звучности флейты и приглушенно-искрящегося клавесина (Соната ми-бемоль мажор для флейты и облигатного клавесина, Павел Якишин - флейта, Анна Аверчинкова - клавесин), а также трогательно-трепетной арией из "Кофейной кантаты" (Айгуль Бралинова - сопрано) показали самые разные грани флейтового исполнительского мастерства, то есть возможности флейты в качестве сугубо виртуозного, где-то звукоизобразительного инструмента, а также, как инструмента, обладающего лирически сдержанным, трогательным звучанием.

       Небезынтересной оказалась представленная в концерте, с одной стороны, романтическая "блестящая" трактовка инструмента, предполагающая в его звучании лёгкость и игривость рассыпающегося бисера( "Большое соло" Туло: Сергей Скурихин - флейта, Маргарита Томчук - фортепиано; "Блестящее рондо" Фюрстенау: Кристина Шаюк, Елена Слободенюк - флейты, Маргарита Томчук - фортепиано). С другой стороны - прозвучавшая сольная флейтовая соната Зигфрида Карг-Эллерта с несколько угловато-скерцозным, непредсказуемым звучанием (Яков Наговицин), которая явилась достаточно смелым опытом написания сольного произведения для одноголосного инструмента.

       Стоит отметить, что этот массив академической музыки был "разбавлен" вкраплением свежего, непринуждённого звучания обработки популярной джазовой темы "Тень твоей улыбки" (Екатерина Турыгина, Янг Хе Рин - флейты, Евгений Серебренников - фортепиано), что нечасто можно услышать в стенах консерватории.

       Безусловно, интригующим оказалось знакомство с флейтой в прочтении американского современного композитора Лукаса Фосса ("Каникулы композитора": Никита Пак - флейта, Маргарита Томчук - фортепиано), пьеса которого отличалась задорным и игривым характером. Внимание слушателей привлёк необычный звук инструмента, вызванный определённым приёмом - игрой с одновременным пением самого исполнителя.

       В заключение концерта со сцены, можно сказать, пронёсся какой-то невообразимый мистический вихрь звуков, ярко живописующий вакхическую пляску и поклонение Линосу - персонажу греческой мифологии, историю которого запечатлел в своей необычайно технически-сложной пьесе француз Жоливе ("Песнь Линоса" Елена Левитская - флейта, Маргарита Томчук - фортепиано).

       Естественно, что идейной вдохновительницей, и, как я узнала позже, умелым организатором этого, как и всех своих концертов, как всегда, была Надежда Петровна Фуренкова. Наблюдая за ней во время выступления ее учеников, я заметила присущую истинным педагогам-музыкантам творческую сосредоточенность и вдохновенность в глазах Надежды Петровны, проживание ею каждого исполненного на эстраде звука. Тогда же возникла идея пообщаться с самой Надеждой Петровной и задать ей несколько вопросов.

    Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

    К.Л.: Надежда Петровна, кем или, может быть, чем был продиктован выбор именно этого инструмента, да и вообще профессия музыканта?

       Н.П.: Музыкантом я стала в принципе случайно. Любовь к книгам и стечение обстоятельств привели меня к флейте. Видите ли, я жила в провинциальном городе Магнитогорске, где не было своего симфонического оркестра (который впервые я услышала здесь, в Новосибирске) , а имелись только Дом Культуры и музыкальное училище, в целом, с неплохими традициями. И смешно сказать, придя в очередной раз в библиотеку и проходя мимо какой-то комнаты, я услышала чарующие, совершенно фантастические звуки. Остановилась послушать. Когда же дверь открылась, вышла очень элегантная дама и спросила меня: "Ну как, нравится?".

    На что я ответила: "Очень!". Затем она спросила: "Хочешь научу?", - и я ответила положительно. Вы знаете, тогда я училась уже в восьмом классе школы, что довольно поздно для освоения музыкального инструмента. Но за полгода она (как оказалось, это была жена известного дирижера Полонского) подготовила меня к поступлению в музыкальное училище. Вот так, собственно говоря, случайно меня привлек тембр флейты.

       К.Л.: Кого бы вы выделили из педагогов и вообще музыкантов, повлиявших на ваш профессиональный рост?

       Н.П.: Про музыкальное училище я могу сказать только одно, что у нас были великолепные теоретики. Великолепные! И благодаря им я научилась любить и слушать музыку. А также, стала относиться к флейте не как к духовому инструменту, а как к особому красочному способу, посредством которого можно передать миллион совершенно разнообразных интонаций (что я потом пронесла на протяжении всей своей педагогической деятельности). Вообще, настоящий теоретик - это первый помошник исполнителя, потому что мы глубоко погружаемся в технологию, в исполнительскую кухню, а педагоги-теоретики, безусловно, расширяют кругозор и помогают увидеть главное.

       Приехав в 1965-м году в Новосибирск, я поступила в консерваторию в класс Владимира Гергиевича Шкетина. Вы знаете, это был первый профессиональный флейтист, к которому я попала в руки. Поэтому я чрезвычайно благодарна и признательна этому человеку! Он сделал очень многое для меня, просто даже научил элементарно аппликатуре... Кроме того, оркестр в ту пору у нас вёл Арнольд Михайлович Кац, что привило нам великолепную оркестровую школу!

       Я очень благодарна обстоятельствам, которые сложились таким образом, что, начав преподавать в ССМШ, я познакомилась с Юрием Николаевичем Должиковым. Это - легенда!... И всё перевернулось. Но не отношение к флейте, а отношение к технологии, к звукоизвлечению, вообще к звуку как таковому. В то время я ещё не читала работу Г. Нейгауза, который говорил, что музыка - это звук и поэтому необходимо работать над звуком. А Юрий Николаевич под таким углом развернул отношение к звуку, что для меня стало ясно: это прежде всего. Звук прежде всего! Понимаете, наличие музыкальности, слуха не обсуждается. Но важна красота флейтового тембра, а также возможности флейты как оркестрового и сольного инструмента, где он обладает совершенно разным звучанием.

       К.Л.: Надежда Петровна, где вы работали помимо ССМШ?

       Н.П.: В Новосибирском оперном театре, в котором я проработала в очень, кстати сказать, запоминающийся период. Мы играли с прекрасными дирижёрами. Вообще, театр дал мне возможность объездить большое количество городов, стран да и континентов.

       А ещё у меня был кратковременный опыт работы в народном оркестре, что, несомненно, явилось полезным этапом. Так как, например, у баяна каждая клавиша, если я не ошибаюсь, имеет свой строй, в связи с чем духовику неизбежно необходимо подстраиваться. Поэтому для меня это была чисто интонационная школа игры. Притом в народном оркестре я получила большую практику в плане спокойного отношения к микрофону. Там постоянно проходили записи и, первоначально, это конечно сковывало. Совсем иные ощущения инструмента. Но в дальнейшем, когда в оперном театре случались записи, полученный опыт мне невероятно пригодился.

       К.Л.: Надежда Петровна, расскажите, как началась ваша педагогическая деятельность?

       Н.П.: Вы знаете, педагогической деятельностью занимаюсь, можно сказать, с детства. Профессионально же я стала педагогом после окончания консерватории. Я по природе своей люблю учить. Мне нравится учить! Я занималась со студентами, когда была сама студенткой. Мне просто нравилось слушать, нравилось помогать решать какую-либо задачу!

       К.Л.: Известно, что преобладающее количество студентов, поступающих на духовое отделение - это исполнители-флейтисты. Как вы считаете, с чем это связано?

       Н.П.: Должна сказать, что - это сейчас. Например, когда поступало моё поколение исполнителей, то было больше кларнетистов. А в данное время, понимаете, повсеместно в музыкальных школах преподают флейту, так как это самый доступный инструмент в отношении цены (дешёвых флейт очень много). К тому же, флейта наиболее известна из группы духовых и наиболее проста в освоении. Известно, что на флейте играть значительно легче, чем, предположим, на гобое. Кроме того, осваивать флейту в детстве можно гораздо раньше, чем любой другой духовой инструмент. На мой взгляд, причины кроются именно в этих обстоятельствах.

       К.Л.: Тогда не возникает ли проблема трудоустройства по причине "исполнительского перенаселения"?

       Н.П.: Ответ у меня вот какой: хороший музыкант всегда будет востребован! Если ты умеешь и хочешь хорошо играть, то ты будешь играть… Нужно учитывать, что порой жизненные ситуации складываются по-разному. Бывает, что люди уезжают, мы ведь сейчас наблюдаем сильный поток миграции. Специалисты стареют… Поэтому я не думаю, что проблема работы встаёт очень остро. Музыкант может быть востребован в разных городах, хотя раньше в общем то не было боязни уезжать в другой город по причине нехватки жилья. Но всё равно, я считаю, что если ты овладел инструментом - ты не останешься без работы!

       К.Л.: Относительно прошедшего концерта Вашего класса, как Вы в целом оцениваете выступление своих учеников?

       Н.П.: В общем - это было не плохо. Я не могу наверное кого-то выделить, хотя, конечно, самым ярким номером была Лена Левитская, в силу того, что она очень сильная флейтистка, интересный музыкант. Кроме того, у неё была выигрышная, виртуозная и чисто флейтовая пьеса. Её выступление являлось, несомненно, кульминацией нашего концерта.

       К.Л.: На этом концерте прозвучала музыка разных стилей, жанров, в том числе и произведения современных авторов. Скажите пожалуйста, известно ли Вам о том, что пишут сейчас современные композиторы для духовых инструментов, в частности, для флейт в плане жанровых предпочтений, музыкальной стилистики. А также, доступны ли ноты?

       Н.П.: Пишут, знаете ли, очень много. Существует обширная литература камерно-инструментальных произведений, сонат. Музыка сочиняется во всевозможных стилевых направлениях. Но нужно сказать, что и художественная ценность этих сочинений различна. Иногда композиторы используют такие приёмы (например, когда исполняемые звуки даже не похожи на флейтовые), которые ранее не применялись. В мою бытность такую музыку просто не играли и не знали.

       Что же касается нот, то, опять таки, если они нужны, то ты начинаешь искать всевозможными путями - по Интернету, через учеников. Иногда сами же студенты присылают (очень многие из них живут за границей - в Европе, Америке). Вообще, между флейтистами существует практика обмена нотами, ведь купить ноты сейчас весьма сложно – для многих это на сегодняшний день не приемлемо в связи с высокими ценами.

       К.Л.: А какой стиль или жанр предпочитаете Вы?

       Н.П.: Я очень люблю современную музыку и И.С.Баха. Здесь мне бы хотелось выделить первое - это совершенно другие гармонии, звукоизвлечение. Это просто другой язык. И когда мне мои дети говорят, что они не любят современную музыку, я отвечаю им: вы просто ещё не понимаете её язык. Если я буду говорить с вами, к примеру, на корейском языке - вас это будет раздражать, потому что вы ничего не поймете. А ведь я могу рассказывать очень интересные, увлекательные вещи. Так и в музыке. Просто нужно знать её язык. А для этого следует обязательно слушать, слушать, читать и слушать.

       К.Л.: Надежда Петровна, ощущаются ли какие-либо различия между поступающими к Вам студентами, которые приезжают из разных городов и даже стран?

       Н.П.: Да, я, например, заметила, что различия касаются отношения к фразе. Оно другое... Это не плохо, не хорошо. Это факт. Безусловно, национальный фактор накладывает свой отпечаток (например, мне более близко исполнение Чайковского англичанами, они играют его строже). Я стараюсь конечно избавить своих ребят от «провинциального акцента». К примеру, бывает, что Баха играют, так сказать, по-русски - страстно, широко. Конечно, это не исключает эмоционального прочтения его музыки, но стиль всё же должен быть сохранён.

       К.Л.: И последний вопрос, Надежда Петровна. Какими первостепенными качествами должен обладать исполнитель?

       Н.П.: На мой взгляд, это должны быть в принципе общемузыкантские задачи. Во-первых - прекрасное владение инструментом, во-вторых - наличие чистолюбия, амбициозности, и, в-третьих, конечно же, любовь к своему инструменту. Это наверное самое необходимое. Я убеждена, что если ты не любишь свой инструмент, ты никогда не будешь хорошо играть.

       После непринужденного, живого и эмоционального общения с моей собеседницей возникло ощущение радости и какой-то вдохновенной надежды. И сразу вспомнился Большой зал Новосибирской консерватории, где яркие выступления студентов Надежды Петровны были доброжелательно встречены пришедшей на концерт публикой.

       Внимая флейтовой музыке, и, особенно, по завершении концерта, когда все студенты вместе с Учителем - Надеждой Петровной Фуренковой - вышли на поклон, а публика, стоя, выражала признательность за подаренные минуты увлекательного музыкального путешествия, меня посещала одна и та же мысль о том, что если сибирская природа пока не подарила нам апрельскую весеннюю капель, в этот день весна расцвела в журчащем и искрящемся звучании флейтовых голосов!

    К. Левашова, IV курс ТКФ

    наверх

    Концерт органной музыки

       Признаюсь, что поскольку в своё время мне – музыковеду – довелось прикоснуться (в самом первом приближении) к самому краешку органного исполнительства, к органным концертам отношусь с особым трепетом и пиететом. Особенно к тем, в которых участвуют мои «коллеги» – студенты консерватории. А в состоявшемся 18 апреля в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки органном концерте вместе с известным органистом – старшим преподавателем консерватории Глебом Никулиным – играла студентка V курса фортепианного факультета Ольга Лапковская. Сразу скажу, что высокой оценки по праву заслуживают все участники состоявшегося концерта, что бывает, к сожалению, не так уж часто…

       Первое отделение концерта в некоторой степени отразило дух того историко-стилевого периода, в течение которого царил «король музыкальных инструментов» – орган, а именно – эпохи Барокко. Прозвучали произведения И.С. Баха – Токката и фуга F - dur (исп. О.Лапковская), Хоральная фантазия «Украшайся, о, любимая душа», Токката и фуга дорийская (исп. Г. Никулин) и Фр. Куперена – Sanctus в трёх частях из приходской мессы (исп. О. Лапковская). Хотелось бы особенно отметить именно качество исполнения, которое можно охарактеризовать как органичное сочетание технического владения инструментом с передачей специфики собственно прикосновения и отношения к самому его звуку. Результатом же явилась Прекрасная, Одухотворённая Музыка…

       Первое из прозвучавших во втором отделении двух произведений – Рождественские песни (цикл из семи хоральных прелюдий) было исполнено самим автором – Глебом Никулиным, который достаточно известен и в качестве композитора. Цикл «Вознесение», четыре медитации для органа О.Мессиана прозвучали в исполнении О. Лапковской.

       Особая атмосфера, которая способствовала общему состоянию покоя, душевной умиротворённости, была достигнута во втором отделении с самого его начала не без помощи притушенного в зале света. И важно было именно почувствовать, УСЛЫШАТЬ то сокровенное, что, казалось, только и стремилась передать эта музыка. Как хотелось сохранить, не растерять те чувства, эмоции, что были пережиты в этот вечер, когда я с удовольствием присоединилась к продолжительным и тёплым аплодисментам в адрес исполнителей публики, как всегда в органные вечера переполнившей Большой зал консерватории… Кроме самих исполнителей слов благодарности заслужили также их помощники, обеспечившие органистам «уют» переключением в нужный момент регистров и т. д., и, конечно, Анна Журба (студентка III курса теоретико-композиторского факультета НГК) за профессионализм в ведении концерта.

    Н. Майковская , IV курс ТКФ


    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев