Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Герой номера - А.И. Бороздин" №3 (28), Июль 2015 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:


    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_28/?page=search

     
    Страницы музыкальной жизни Новосибирска

    Нехаева Д.

    «Северные голоса»

    Нехаева Дарья

    студентка IV курса ТКФ

     


    14 марта в Камерном зале Новосибирской Филармонии состоялся очередной концерт 8 абонемента, принадлежащего ансамблю «Маркелловы голоса» в рамках Ежегодного Фестиваля Современной Музыки «мARTовский код».

    Программа концерта называлась Nordic voices, что в переводе означает Северные голоса. Такое название было выбрано не случайно, в исполнении ансамбля «Маркелловы голоса» совместно с Камерным оркестром Новосибирской Филармонии были представлены произведения современных, ныне живущих, композиторов Эстонии, Норвегии и Англии. Слушателям были предложены четыре сочинения – «Месса восходящего солнца» норвежца Ола Гжейло для хора и струнного оркестра, „Te Deum“ для хора, ударных и струнного оркестра, а также кончерто гроссо «Палладио» для струнного оркестра английского композитора Карла Дженкенса и 8-голосый мотет Benedictio эстонского композитора Урмаса Сисаска. Таким образом, все произведения, представленные в концерте, не смотря на то, что написаны они были на рубеже ХХ-ХХI столетья, относятся к образцам старинных, доклассических жанров. Думается, что обращение современных композиторов, как и их предшественников – Стравинского, Хиндемита, Казеллы и других – к старинным жанрам далеких эпох, свидетельствует о поиске гармонии, порядка, красоты, а также обнажает потребность в духовности, общечеловеческих, этических и нравственных идеалах.

    Из всех композиторов, самым известным российскому слушателю является англичанин Карл Дженкинс. Обладатель множества престижных званий и наград, Дженкинс – один из самых исполняемых и востребованных современных авторов. Благодаря блестящему мелодическому дару, умению создавать яркие, запоминающиеся мелодии, сочинения композитора пользуются необыкновенной популярностью во всем мире. Имена двух других авторов практически не знакомы нашему слушателю. А жаль. Их творчество весьма любопытно, а сами личности вызывают неподдельный интерес. Эстонский композитор Урмас Сисаск – фигура уникальная для нашего времени, он представляет собой тип музыканта-ученого, в творчестве которого музыка и наука слились воедино. Подобно Пифагору и Кеплеру, Урмас Сисаск посвятил свою жизнь исследованиям по теории астрономической гармонии музыкальных звуков. И большинство из его сочинений написаны с помощью изобретенной им космической музыкальной грамоты, основу которой составляют девять нот, носящие латинские имена планет Солнечной системы. Другой же автор – представитель молодого поколения музыкантов, норвежский композитор и пианист Ола Гжейло, ныне живущий в Нью-Йорке. Его музыка проста, гармонична, светла и возвышена, Гжейло широко востребован как композитор в Америке и у себя на родине, в Норвегии.

    Из всех исполненных музыкантами произведений наибольшее впечатление произвела «Месса восходящего солнца» Ола Гжейло в исполнении ансамбля «Маркеловы голоса» и Камерного оркестра. Само произведение представляет собой авторское прочтение католического богослужебного жанра. Гжейло оставляет неизменными части Мессы, сохраняет канонический латинский текст, однако к каждой части автор, помимо исходного латинского названия, добавляет английский подзаголовок. Так первая часть мессы Kyrie eleison именуется Сферы, вторая часть Глория - это Восход, третья Credo - Город, и, наконец, четвертая – Sanctus и Agnus Dei – это Личность и земля. Данные названия являются своеобразным ключом к пониманию авторского замысла и концепции. Однако содержание произведения сводится не к живописному отражению движения пути небесного светила от восхода к закату, а обнажает более глубинные смыслы. Так 4 части мессы Ола Гжейло – это своего рода духовное путешествие с небес на землю, метафора человеческой жизни от ее зарождения, через земное существование и обратный уход в иной мир.

    Хочется выразить огромную благодарность музыкантам за это «духовное путешествие», которое все мы, слушатели, вместе с ними прошли. От необыкновенных пиано, когда, казалось, начинала звенеть тишина, буквально захватывало дыхание. И я думаю, да и не сомневаюсь, что многие слушатели вышли чуточку другими после этого концерта. Отдельное спасибо хочу сказать художественному руководителю ансамбля «Маркелловы голоса», дирижеру Игорю Тюваеву за художественную интерпретацию этой музыки. И.Б. Тюваев, несколько лет проработавший в Европе, умеет не только исполнить, но и прочувствовать западную хоровую музыку. Кстати, в планах на будущее у коллектива: познакомить новосибирских слушателей с еще одним крупным хоровым сочинением этого автора.

    Нельзя не коснуться и исполнения Камерным Оркестром инструментального шедевра Карла Дженкинса – кончерто-гроссо для струнного оркестра «Палладио». Среди трех частей этого сочинения, наиболее известной стала первая часть, музыка которой пользуется необыкновенной популярностью и часто звучит в рок-обработках. Камерный оркестр является одной из жемчужин Новосибирской Филармонии. Блистательный состав, грамотное руководство и опыт исполнения современной музыки сыграли роль в том, что произведение произвело огромное впечатление на всех слушателей без исключения, устроивших после исполнения овацию музыкантам.

    Концерт получился ярким и интересным. Но не это главное, гораздо важнее то, что новосибирцы познакомились с шедеврами современной музыки, причем музыки серьезной, концептуальной, глубокой и духовной.

    фото filnsk.ru

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки