Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Герой номера - А.И. Бороздин" №3 (28), Июль 2015 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:


    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_28/?page=search

     
    Страницы музыкальной жизни Новосибирска

    Агибаева М.

    «Опера о полку Игореве»

    Агибаева Мира

    студентка I курса ТКФ

     


    Вот уже 70-й сезон Новосибирский государственный академический театр оперы и балета радует жителей и гостей города постановкой "Князя Игоря". Опера великого русского композитора А. П. Бородина впервые появилась в репертуаре театра оперы и балета в день рождения театра – 12 мая 1945 года.

    С тех пор спектакль продолжает свою сценическую жизнь на сцене «Сибирского Колизея».

    В основе сюжета оперы лежит памятник средневековой русской литературы конца XII века "Слово о полку Игореве" – повествование о неудач- ном половецком походе Игоря Святославовича, совершенном в союзе с дру-гими князьями в 1185 году. Фактически речь идет о неудаче. Сама же опера, по замыслу композитора, восхваляет героя. И, похоже, о реальном прототипе вспомнили постановщики.

    Эпическая величественная музыка А. П. Бородина, в постановке Тимо-фея Кулябина (режиссер-постановщик) и молодого дирижера Айнарса Руби-киса, прозвучала вечером 28 сентября 2014 года. Полный зрительский зал был в ожидании...

    Следует отметить, что круг аудитории был достаточно разнообразным – от совсем юных зрителей до солидных завсегдатаев. Под звуки настройки оркестра зрители рассаживались по местам. Погас свет…

    И началось действие.

    Об исторической направленности сюжета зритель узнает не только по программке и краткому руководству-брошюре по опере, о древности и старине событий напоминает и занавес. Он представляет собой изображение пергамента с древнерусскими письменами. И вот зритель видит древний город Путивль: красочные костюмы действующих лиц, впечатляющие декорации – все это создает атмосферу старины, по замыслу обозначающей XII век. Конечно же, историк-знаток и просто хорошо эрудированный человек мог бы предъявить много претензий к этой стилизации, но в целом, колорит эпохи был создан.

    Среди сценического реквизита и визуальных решений особенно хочется выделить эффектное претворение солнечного затмения. Вместе с музыкальным сопровождением режиссёру-постановщику, дирижёру и всему коллективу удалось достигнуть нужного результата – ужас, страх не только на сцене, но и у слушателей, а это ведь не очень просто, учитывая искушенность современных зрителей. Один из самых захватывающих моментов оперы – финал второго акта, когда князь Игорь и хан Кончак – враги и одновременно друзья – сидят рядом и вместе наблюдают, как перед ними и для них поют песни пленные девушки, танцуют ловкие мальчишки, пляшут тяжеловесные и грузные воины. А затем вся орда объединяется в каком-то бешеном круговороте. Картина степного разгула, праздника на редкость хорошо удалась актерам. Все это эмоционально захватывает до предела.

    Но, несмотря на большие плюсы, не обошлось и без минусов. Непонятна расстановка декораций во второй картине – в тереме Ярославны. Нуж-но обладать большой фантазией, чтобы догадаться, что сценическая бутафория и декорации представляют собой терем княгини. По сути это была бесформенная, нелогичная расстановка элементов, имитирующих стены и потолок. Но это уже недочеты оформления сцены.

    Поговорим теперь о качестве исполнения. Внушительная игра и пение Павла Янковского в роли Игоря Святославовича выглядела полноценно и реалистично.

    Ирина Новикова, исполняющая Ярославну, как и должно быть по замыслу, сразу же вызывает сопереживание у слушателей.

    Андрей Триллер в роли князя Галицкого с размахом сыграл сцену пи-ра в собственном тереме, ощущение празднества и задора было воспроизведено не только в игре, но и вокальное исполнение каждой интонацией подтверждало это.

    Нельзя не отметить Николая Лоскуткина, исполняющего партию Кончака. Ведь сама музыка Бородина настолько хороша, что образ персонажа, при всей его отрицательности, любим зрителем. Очень хорош был и дуэт Кончаковны (партию которой исполняла Мария Белокурская) и Владимира Игоревича (Сергей Кузьмин) во втором акте.

    А комичность, искрометность Ерошки и Скулы, в исполнении Юрия Комова и Алексея Лаушкина, не только развеивает напряженную атмосферу, но и подчеркивает всю сложность ситуации, кода войско князя Игоря отправляется в поход против половцев. Эта картина показывает и одну, и другую сторону человеческой натуры – это не только отвага и храбрость, но и самый обыкновенный страх перед неизведанным.

    Певцы играли очень убедительно, показывая это не только своей игрой на сцене, но и отличным владением вокальной техникой. Но, в то же время, отмечу вечную проблему чёткости артикуляции, произношения текста. Слова было сложно иногда разобрать. Актеры, по всей видимости, увлекались технической стороной исполнения, а не передачей основной мысли - сути пропеваемой арии, самого текста. Искушённый зритель, у кого опера на слуху, конечно же, не потеряет идейной линии. Но это, все же, портит впечатление.

    Вопрос вызвал финал оперы – он близок не к Бородинскому замыслу, а больше к историческому событию. Я могу даже сказать, что финал удивил. В ожидании был торжественный, эпический хор. Но вся опера закончилась пением детского хора на убывании динамики. Это можно объяснить напоминанием о реальной истории: несмотря на то, что Игорь Святославович вернулся целым и невредимым, сражение то все же оказалось проиграно и проблема нерешена. Думается, таким образом постановщики оперы решили подчеркнуть изначальную идею "Слова...".

    В целом, общее впечатление после просмотра спектакля было положительным. Опера "Князь Игорь" является одной из часто исполняемых постановок. Отмечу, что театральная группа отправляется с этой оперой и на гастрольный тур. Поэтому желаю Новосибирскому театру оперы и балета в дальнейшем продолжать радовать слушателей, и избегать накладок.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки