Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирской консерватории - 60 лет!" №4 (33), Октябрь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_33/?page=search

     
    От чистого сердца простыми словами

    Климчук А.

    "…Кафедра продолжает развиваться как динамичный и созвучный времени и задачам вуза организм"
    (Интервью с Н.П.Коляденко)

    Климчук Анастасия

    студентка IV курса ТКФ

     


    Кафедра истории, философии и искусствознания

    Продолжая рубрику интервью с заведующими кафедр консерватории, сегодня мы побеседовали с доктором искусствоведения, кандидатом философских наук, профессором Ниной Павловной Коляденко. Нина Павловна является заведующей кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки с 2007 года и с 1994 года выполняла обязанности учёного секретаряДиссертационного совета при Новосибирской консерватории. В 1975 году Нина Павловна окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории, в 1981 году – аспирантуру философского факультета Московского государственного университета, в 2005 году – докторантуру Новосибирской консерватории. Помимо педагогической деятельности на кафедре, Нина Павловна руководит научными работами студентов-музыковедов, занимается научной и редакционной деятельностью. Создается впечатление, что у наших педагогов в сутках не 24, а все 48 часов, так много они успевают запланировать и осуществить!

    Нина Павловна КОЛЯДЕНКО, заведующий кафедрой, доктор искусствоведения, профессор– Как бы Вы могли охарактеризовать свою консерваторскую биографию? Ведь Вы связаны с консерваторией еще со студенческих лет!

    – Для меня Новосибирская консерватория – это вуз, в котором я смогла реализовать себя как специалист-гуманитарий. В годы обучения на ТКФ консерватории я приобрела не только фундаментальные музыковедческие знания (на кафедре истории музыки, в классе доктора иск., профессора Т.А. Роменской), но и – импульс для дальнейшего развития в общегуманитарном направлении. Мне посчастливилось продолжить заложенную В.С. Корниенко традицию получения выпускниками консерватории философского образования. Но, защитив на кафедре эстетики МГУ кандидатскую диссертацию, я не хотела расставаться с музыкой. Поэтому в течение всего периода работы в консерватории – и в учебной и в научной сферах – я стараюсь интегрировать осмысление музыки с философскими и эстетическими проблемами (научное направление, которому посвящена моя докторская диссертация и диссертации моих аспирантов и докторантов – музыкальная синестетика). Добавлю, что более 20-ти лет я являюсь ученымсекретарем диссертационного совета консерватории, работа в котором позволяет все более расширять представления о музыке как составной части гуманитарной культуры.

    – Если бы у Вас была возможность начать сначала, Вы бы выбрали кафедру истории, философии и искусствознания?

    – На этот вопрос я не могу ответить однозначно. Как я уже сказала, несмотря на философскую ученую степень, для меня центром, ключевым звеном всегда продолжала оставаться музыка. Поэтому я работала на кафедре теории музыки, а затем – музыкального образования и просвещения, где с большим увлечением занималась проблемами участия синестезии в музыкально-эстетическом воспитании. Получается, что я выбрала не определенную кафедру, а путь интеграции музыки и синестетики. И, когда около 10 лет назад мне было предложено заведование кафедрой истории и философии, я приложила все усилия к тому, чтобы более чем прежде профилировать кафедру в музыкальном вузе и добавить в ее название слово «искусствознание». Теперь же это – место, где наиболее полноценно могут осуществляться мои планы и идеи.

    – Раньше кафедра имела название «гуманитарных дисциплин», а до этого – «марксизма и ленинизма». А происходили ли на кафедре еще какие-то изменения, кроме смены названия?

    – Путь, пройденный кафедрой, отражает историю отношения в нашей стране к социальным наукам. В период существования кафедры «марксизма-ленинизма» ее сотрудники были вынуждены следовать общепринятым установкам на политизацию и идеологизацию. Однако заложенная традиция формирования состава кафедры из музыкантов, получивших философское образование, способствовала тому, что и в периоды самого «жесткого» давления сверху на кафедре учитывался профиль вуза, устанавливалась связь между общефилософскими вопросами и проблемами музыкального творчества и исполнительства. После 1991 г. на кафедре с новыми меняющимися названиями – «общественных наук», «гуманитарных и социально--экономических дисциплин», «гуманитарных и социальных дисциплин», а затем – «истории и философии» началась решительная перестройка позиций. Под руководством кандидата исторических наук, профессора Л.А. Ушаковой, развивавшей накопленные кафедрой ценные традиции, был введен курс на утверждение примата общечеловеческих ценностей, усиление гуманитарной ориентации в подготовке специалистов-музыкантов. В течение же последних 9 лет на кафедре активизируется работа по все большей направленности социальных дисциплин на подготовку музыкантов (особенно, в преподавании философии науки и искусства в магистратуре, аспирантуре и ассистентуре-стажировке) и выполнение докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Музыкальное искусство». Таким образом, вместе с изменениями названия кафедра продолжает развиваться как динамичный и созвучный времени и задачам вуза организм.

    – Вы заведуете кафедрой уже почти 10 лет. Что бы Вы могли сказать о своих коллегах?

    – На кафедре работают специалисты-гуманитарии очень высокого уровня, которых объединяет стремление раскрыть для студентов мир высокой культуры, привить через преподаваемые дисциплины истинные духовные ценности. Примером высокого профессионализма в учебной и научной сферах является доктор философских наук, профессор, признанный в науке авторитет по проблемам исполнительской интерпретации (пианист по консерваторскому образованию), ректор НГК в течение 35 лет, до 2007 г. – Е.Г. Гуренко. Я с благодарностью помню, что именно он определил мой путь в профессии. Очень значима роль кандидата философских наук, и.о. профессора Л.А. Бердюгиной, которая удерживает на кафедре высокую «интеллектуальную планку», заданную философским факультетом Ленинградского университета. С.Ф. Нелаева, кандидат исторических наук, доцент – прекрасный историк и М.А. Сидоров, философ и историк, и.о. доцента – плодотворно занимаются не только учебной, но и воспитательной работой со студентами и учащимися колледжа.

    – Как складывалось Ваше общение с коллективом кафедры, которую Вы возглавили?

    – Я не работала на этой кафедре до того, как стала ею руководить, но могу сказать о своих отношениях с некоторыми ее сотрудниками. Когда я была педагогом музыковедческих кафедр, мне приходилось обращаться к философам с кафедры для получения консультаций по научным проблемам. Этот же тонус общения остался и теперь. Для меня очень важны советы и замечания философов-профессионалов при обсуждении (иногда достаточно критичном, но всегда доброжелательном) диссертаций моих подопечных, а также других кафедральных вопросов.

    – В связи с 60-летним юбилеем вуза, что бы Вам хотелось пожелать нынешним и будущим поколениям консерваторцев?

    – В современном обществе, к сожалению, наблюдается недостаточная востребованность наших специалистов. И если, в связи с этим, вам придется уйти из профессии, пусть в вашем сознании останется непреложной истиной то, что мир музыки – это высокая ценность, сохранять которую призвана консерватория.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки