Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирской консерватории - 60 лет!" №4 (33), Октябрь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_33/?page=search

     
    От чистого сердца простыми словами

    Климчук А.

    Мы дожили до 60-летнего юбилея!
    Педагогика и исполнительство - две стороны одной медали
    (Интервью с Т. И. Игноян)

    Климчук Анастасия

    студентка IV курса ТКФ

     


    Кафедра специального фортепиано

    Продолжая наши беседы с заведующими кафедрНГК имени М.И. Глинки в рамках 60-летнего юбилея консерватории, мы встретились с профессором Тамарой Игнатьевной Игноян, заведующей кафедрой специального фортепиано.

    Тамара Игнатьевна ИГНОЯН, заведующий кафедрой, профессорТамара Игнатьевна в свое время окончила Ташкентскую государственную консерваторию им. МухтараАшрафи в классе профессора А.М.Геккельмана и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского у профессора Д.А. Башкирова.

    Значительная часть творческой биографии Тамары Игноян связана с Ташкентской государственной консерваторией, где она проработала 18 лет. С 1991 года Тамара Игнатьевна ведет преподавательскую деятельность и заведует кафедрой специального фортепиано в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. За свою педагогическую жизнь она подготовила более 100 специалистов, работающих в учебных заведениях и учреждениях культуры городов Узбекистана и России. Как говорит сама Тамара Игнатьевна, «музыка – это творчество, а каждый ученик –словно открытие новой неизведанной страны, особенности которой необходимо постигнуть в процессе обучения». В ее классе – учащиеся колледжа, студенты и аспиранты, многие из которых участвуют и побеждают в различных конкурсах.

    – Тамара Игнатьевна, Вы приехали из Ташкента в Новосибирск в 1991 году. Скажите, какое было ваше первое впечатление от консерватории, кафедры специального фортепиано?

    – Великолепное, я просто была в восторге! Задолго до своего приезда в Новосибирск, я слышала много прекрасного не только о филармонии, оперном театре, но и о консерватории. Так получилось, что в дни проведения в МосквеПервого Всероссийского конкурса им. С.В. Рахманинова я пришла в класс своего профессора Д.А. Башкирова (к тому времени я уже окончила ассистентуру-стажировку под его руководством и имела класс по специальности в Ташкентской консерватории). Дмитрий Александрович познакомил меня с присутствовавшей в классе Мэри СимховнойЛебензон, тогда я узнала, что они были учениками профессора А.Б. Гольденвейзера и учились на одном курсе в Московской консерватории. Кроме того, я хорошо знала В.И. Слонима и З.Ш. Тамаркину по Ташкентской консерватории, никогда не пропускала великолепные концерты, которые они давали довольно часто. Авторитет этих музыкантов был огромен. Потом они уехали работать в Новосибирскую консерваторию.

    Для меня приглашение Евгения Георгиевича Гуренко возглавить кафедру специального фортепиано было огромной честью и ответственностью: я понимала, какого высокого профессионального уровня достигла эта кафедра за время своего существования. В 1991 году был открыт лицей в структуре консерватории для особо одаренных детей. Мои первые впечатления были очень сильными и они никогда не изгладятся из памяти. Чувство благодарности Евгению Георгиевичу за доверие огромно и с годами только усиливается.

    –Могли быВысказать несколько слов о каждом педагоге кафедры или выделить кого-то?

    – Это очень сложно сказать, потому что я всех очень люблю, и все педагоги достойны самой высокой похвалы. Каждый педагог кафедры уникален своей индивидуальностью, своим исполнительским почерком, своим педагогическим талантом. Конечно, следует особо отметить деятельность Мэри Симховны Лебензон, Дины Леонидовны Шевчук. Их творческое влияние благотворно воздействует на профессиональное развитие кафедры.

    – Тогда такой вопрос: Вы, как и многие педагоги кафедры, не оставляете исполнительскую деятельность. Это принципиальная позиция педагога?

    – Это внутренняя потребность. Если сам не выступаешь, не занимаешься регулярно, неизбежно наступает профессиональная деградация. Педагогика и исполнительство – две стороны одной медали. Своей исполнительской деятельностью мы существенно дополняем и стимулируем процесс обучения в классах по специальности.

    – А что Вы можете сказать про уже традиционное проведение тематических концертов, в которых участвуют почти все педагоги?

    – За последние годы были интересные проекты такого рода. В 2015 году выпускники заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Д.Л. Шевчук сыграли два концерта, в которых прозвучали все сонаты А.Н. Скрябина с посвящением учителю Дины Леонидовны – Евсею Михайловичу Зингеру. В 2016 году также выпускники Дины Леонидовны исполнили все сонаты С.С. Прокофьева к его 125-летию. Еще один концерт состоялся в октябре 2016 года с посвящение 60-летию Новосибирской консерватории: играли студенты и выпускники Дины Леонидовны.

    В 2010 году к 135-летнему юбилею А.Б. Гольденвейзера в Большом зале НГК прошло три концерта: два из них играли ученики и выпускники заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Мэри СимховныЛебензон (напоминаю, ученицы Гольденвейзера). Один концерт играла я со своими учениками, поскольку Д.А. Башкиров, у которого я училась, являлся учеником А.Б. Гольденвейзера. Диски с записью концертов и афиши были отправлены в музей А.Б Гольденвейзера в Москве. В 2015 году уже к 140-летию со дня рождения А.Б. Гольденвейзера Мэри Симховна организовала фестиваль в концертном зале НСМШ-колледжа. В нем приняли участие студенты, выпускники М.С. Лебензон, я со своими студентами и профессор Лариса Владимировна Смешко со своими студентами. Четыре диска и афиши также были переданы в музей А.Б. Гольденвейзера.

    – Получается, на кафедре объединились носители различных фортепианных школ. Как происходит их сосуществование?

    – Прекрасно! Знаете, какие тут школы соединились замечательные – ленинградские, московские. Когда Новосибирская консерватория открылась в 1956 году, сюда были направлены выпускники в основном московской и ленинградской консерваторий. Дина Леонидовна – выпускница Новосибирской консерватории по классу Е.М. Зингера – училась в музыкальном училище им. Гнесиных у Е.Я. Либермана, представителя школы Г.Г. Нейгауза. Мэри Симховна– ученица А.Б. Гольденвейзера. Мой педагог по Ташкентской консерватории А.М. Геккельман окончил Ленинградскую консерваторию по классу П.А. Серебрякова, представителя школы Леонида Николаева, затем учился в аспирантуре у Генриха Густавовича Нейгауза. Елизавета Аркадьевна Романовская - ученица Дины Леонидовны Шевчук, Лариса Владимировна Смешко - ученица Мэри Симховны Лебензон. Все мы развиваем традиции русской фортепианной школы, включая молодых педагогов – выпускников нашей кафедры.

    – А можно ли говорить о специфической новосибирской школе?

    – Ну конечно все время говорят «новосибирская школа», «представители новосибирской школы» – мы пользуемся такими понятиями. Но на самом деле они не совсем правильны. Я думаю, что фортепианные кафедры всех российских консерваторий являются продолжателями традиций единой русской фортепианной школы со всем ее многообразием. В рамках нашего интервью невозможно осветить эту проблему сколько-нибудь подробно, но одно можно сказать определенно: лучшие традиции приживаются и развиваются благодаря таланту и трудолюбию исполнителей и педагогов, в том числе и на нашей кафедре.

    – У меня еще есть вопрос насчет нашей органной школы. Как она обогащает жизнь кафедры?

    – Наталья Викторовна Багинская и Глеб Анатольевич Никулин - выпускники Новосибирской консерватории. Наталья Викторовна обучалась в аспирантуре у профессора Латвийской консерватории Л.А. Булавы. Анна Павловна Недоспасова преподает класс клавесина. После окончания нашей консерватории она училась на кафедре старинной музыки в Казанской консерватории. Все три педагога активно творчески развиваются. Органные концерты собирают полные залы, успешно проходят Сибирские органные форумы. Наталья Викторовна имеет творческие контакты с известными органистами Германии, Австрии, Италии, Франции, что, безусловно, оптимизирует развитие новосибирской органной школы. Глеб Анатольевич успешно развивается как композитор. Анна Павловна защитила кандидатскую диссертацию, является солисткой ансамбля старинной музыки Новосибирской филармонии. Мы можем гордиться такими специалистами!

    – Скажите пожалуйста, как много выпускников продолжают работать на кафедре? Куда в основном разъезжаются работать?

    – Из нынешнего состава кафедры только Мэри Симховна и я не являемся выпускниками Новосибирской консерватории.

    А разъезжаются наши выпускники по всем учебным заведениям Новосибирска, Сибирского региона, России. Многие являются солистами филармоний, некоторые с успехом работают по всему миру (в Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, США, Китае и Израиле).

    – Тамара Игнатьевна, какой вклад планирует внести кафедра в празднование юбилея консерватории, помимо уже прошедшего концерта, посвященного Глинке?

    – Простое перечисление концертов займет много места, скажу только - стартовали мы 5 сентября. В консерватории праздник ощущается уже с первого сентября. Мы дожили до 60-летнего юбилея!

    – Теперь нужно настраиваться на столетний юбилей!

    – Да, все будет хорошо! Консерватория будет развиваться очень интенсивно, за исторически короткий срок она достигла высокого уровня профессиональной культуры. Студенты имеют возможность получать глубокие знания не только по специальным дисциплинам. Специалисты высочайшего уровня передают им знания по теории и истории музыки, философии и эстетике, истории и теории исполнительского искусства, иностранным языкам.

    – Плодотворная обстановка для обучения и становления есть, но нет предела совершенствованию. Чего бы Вы хотели пожелать нынешним и будущим поколениям студентов?

    – Любви к музыке! И умения отделить главное от второстепенного. Иногда студентам хочется охватить все, а страдает то, на чем стоило бы сосредоточиться. Мы, педагоги, трудимся над обогащением профессиональной и духовной культуры наших студентов, а выпускники развивают традиции своих педагогов в собственной деятельности.процесс этот подобен круговороту воды в природе– просто и прекрасно!

    – Спасибо огромное, Тамара Игнатьевна, за крайне интересную и содержательную беседу!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки