Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирской консерватории - 60 лет!" №4 (33), Октябрь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_33/?page=search

     
    От чистого сердца простыми словами

    Холодкова М.

    Инструмент стал другим, исполнители стали другими, слушатель стал другим…
    (интервью с Г.П. Черничкой)

    Холодкова Маргарита

    студентка IV курса ТКФ

     


    Кафедра народных инструментов

    Преподавательский состав Новосибирской Государственной Консерватории им. Глинки, начиная с её истоков, сформировался в результате притока кадров из основных музыкальных ВУЗов России. Многие музыканты, окончив высшие учебные заведения крупнейших городов, отправлялись расширять свою музыкальную деятельность и обучать подрастающее поколение в другие города. Так, Геннадий Павлович Черничка, ныне заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов консерватории, закончив московский институт им. Гнесиных, связал свою творческую судьбу с Новосибирской консерваторией.

    Геннадий Павлович ЧЕРНИЧКА, заведующий кафедрой, профессор title=Геннадий Павлович является лауреатом Первого Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве (1972 г.). Вот уже в течение 37 лет Геннадий Павлович возглавляет кафедру народных инструментов консерватории. За свою плодотворную педагогическую деятельность, музыкант выпустил более 60 учеников, которые продолжают свою карьеру в России и странах ближнего и дальнего зарубежья.В своей исполнительской деятельности музыкант активно пользуется творчеством сибирских композиторов. Большое количество их произведений посвящено именно ему.

    Мне удалось пообщаться с Геннадием Павловичем на темы, связанные с деятельностью кафедры народных инструментов и их существованием в историческом контексте. В процессе беседы открывались многие интереснейшие факты из жизни этого замечательного факультета.

    – Геннадий Павлович, расскажите, пожалуйста, что характерно для кафедры народных инструментов в НГК? Есть ли у нее какие-нибудь особенности?

    – В любой консерватории есть свои особенности, и в новосибирской, и в красноярской, и в московской, и в питерской…Наша особенность в том, что мы получаем абитуриентов, в основном, из сибирского региона: Алтай, Кузбасс, в меньшей степени Омск, Тюмень, Восточная Сибирь.Это наша база. Все кто играет на народных инструментах – вокруг Новосибирска. Основное, магистральное направление нашей кафедры – выпускать настоящих профессионалов, которые по мастерству не уступали бы столичным консерваториям. У нас на кафедре были и есть великолепные исполнители, которые выступают на сложнейших конкурсах, всероссийских и международных, и получают там высокие призы. Сегодня, если сравнивать наш уровень с центральными ВУЗами,то, в лучших образцах мы ничуть им не уступаем.

    – А какие школы развиваются на кафедре в НГК?

    – Консерватория-то у нас довольно молодая, по сравнению с московской или питерской. В первые годы, когда открывалась кафедра народных инструментов в НГК, приехали педагоги из различных регионов –из Москвы, кто-то из Питера, кто-то из Киевской консерватории. Получился такой симбиоз различных школ. Я считаю, что это достижение, потому что мы не замыкаемся на какой-то одной стезе, у нас довольно широкий диапазон. Развивается школа московская, воронежская, непосредственно новосибирская. Профессор Е. П. Янковская – яркий представитель Санкт-Петербургской школы. Недавно ушедший из жизни Андрей Николаевич Романов– представитель воронежской школы, также, как и Александр Витальевич Крупин. Такое разнообразие идет на пользу вообще всей кафедре.

    Я уже сейчас не говорю о дирижерах. К сожалению, дирижирование у нас отменили года три назад. Когда у народников специальный класс состоял из игры на инструменте и дирижирования, это был огромный плюс и преимущество перед любыми другими исполнительскими кафедрами, на которых его не было. В первые годы на кафедре народных инструментов преподавали А.М. Кац, А. И. Жоленц, Н. Факторович (какие имена!)и многие другие, которые закладывали основы дирижирования. Сейчас дирижеры – выпускники нашей кафедры – работают во многих профессиональных коллективах. Свежий пример: буквально несколько лет назад Евгений Шестаков, наш выпускник, организовал симфонический оркестр в Тюмени, который уже получил высокую оценку у специалистов. Наш выпускник Евгений Борисов – замечательный музыкант, дирижер, который был известен не только в России, но и за рубежом; руководил совершенно уникальным коллективом – оркестром «Сибирь» в г. Барнауле. Вот, собственно, чем наша новосибирская кафедра народников может отличиться от других.

    – Геннадий Павлович, возвращаясь к теме участия студентов-народников на конкурсах, хотелось бы отметить, что самыми сильными на кафедре получаются баянисты и домристы. Как вы думаете, с чем это связано?А также, какие инструменты кафедры сейчас наиболее популярны?

    – Во-первых, баянистов и домристов больше по количеству. Во-вторых, в музыкальных школах и училищах это основа народных отделений: баян и домра. Из них состоит и народный оркестр, который есть практически во всех музыкальных учебных заведениях. Сейчас большую популярность набирает гитара и аккордеон, особенно в последние десятилетия. Гитара развивается очень быстро и, не случайно, именно в Новосибирске проводятся крупнейшие мероприятия международного уровня, фестивали и конкурсы. Совсем скоро в нашем городе начинается очередной международный конкурс гитаристов. Целая группа гитаристов факультета готовятся на этот конкурс.

    Балалайка с недавнего времени оказалась, так сказать, в «красной книге». Тем не менее, сегодня на факультете есть, говорю совершенно искренне, блестящие балалаечники - виртуозы– Сергей Чеглаков, Дмитрий Жердев, которые по своему мастерству, не уступают столичным. Это высочайший уровень, нужно пожелать им и дальше успешной карьеры. Так что, в принципе, у нас нет элитарных инструментов и инструментов второго плана, они равны; везде есть свои лидеры, перспективные ребята. Надеемся, что так будет и дальше.

    – Давайте теперь немного поговорим вообще о значении народных инструментов в России. Как Вы думаете, произошел прогресс или же наоборот регресс?

    – Вообще, трудно сказать что такое «народные инструменты». Если быть откровенным, лично я не очень понимаю смысл этого термина и не понимал никогда. Бывают инструменты традиционные, которые из десятилетия в десятилетие, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие существуют в каком-то определенном регионе. Вот это мне понятно, например, струнные инструменты Востока, духовые, ударные африканские и так далее. Что касается баяна и аккордеона – это продукты XXвека. Они получили распространение из-за своей транспортабельности. Они удобные, им не нужен аккомпанемент, они самодостаточные, и работают в разных амплуа: в ансамблях, сольно, в качестве аккомпанемента, в оркестре. Поэтому они получили такую прописку в народ, а может быть из-за этого они и называются «народными». Однако я бы их именовал больше «популярными», нежели «народными».

    Еще нужно учесть одну вещь, что Россия довоенная и послевоенная была не сильно развита в культурном отношении. Было полтора десятка симфонических оркестров на всю Россию, сейчас их несколько десятков только в одной Москве! Сейчас огромный выбор.

    В то время музыкальное искусство было сконцентрировано в двух местах, это радиоточка на кухне и баян – гармонь (да, ещё радиолы). Всё! Чтобы послушать «вживую» симфоническую музыку и, тем более, оперу, надо было ехать в центральные города. В наше время достаточно нажать кнопку на «компе», или даже на хорошем «мобильнике» – и тебе сыграют и споют, и оперу с балетом покажут; выбор огромный. С одной стороны это здорово, когда у любого гражданина России есть доступ к самым высоким культурным ценностям. С другой стороны, у народников появилась мощная конкуренция!Вполне естественно, намечается тенденция некоторого оттока народников в музыкальных школах. Их уже не так много, как было, скажем, лет двадцать-тридцать назад. В то время баян был на пике своей популярности.

    Сейчас в России не существует система «Росконцерта», когда регулярно приезжали ведущие исполнители, в том числе на народных инструментах. Каждый год в филармонии были концерты, которые являлись одной из формширокой пропаганды (в хорошем смысле слова) наших инструментов, а сейчас этого нет. Сегодня все держится только на личных связях, или, допустим, если кто-то обеспечивает финансовую сторону вопроса. Сейчас идет много разговоров о том, чтобы возродить что-то подобное «Росконцерту», но пока что до этого руки не доходят. Пропаганда народных инструментов практически исчезла с телевидения, радио. Нужно долго ждать, чтобы увидеть баяниста по телевидению. Даже международные конкурсы, такие как «Щелкунчик» не включают в себя баян, да и аккордеона тоже нет…Один раз где-то лет пять назад мелькнуло и все. Ударные есть, духовые есть, я уже не говорю о струнных и фортепиано.Однако, на мой взгляд, никакой катастрофы не происходит. Да, было много баянистов, сейчас меньше – ну и что? Дело-то не в количестве. Играли бы хорошо!

    – Геннадий Павлович, насколько известно, народные инструменты вошли в консерваторское образование в советский период, как Вы думаете, это дало толчок к развитию традиции или же наоборот академизировало её?

    – Вопрос очень сложный и на него всегда существует несколько вариантов ответов. Я могу сказать своё мнение. Инструменты открылись как «народные» и, в общем-то, поначалу, они так и существовали. Были организованы ансамбли, оркестры. Не существовало совершенно специальной музыкальной литературы, лишь эпизодические опусы композиторов, которые пытались писать оригинальную музыку. Однако все это было вокруг народной и псевдонародной музыки. Это продолжалось довольно долго, где-то с тридцатых годов и до послевоенного времени. В 1947 году в институте им.Гнесиных в Москве открылась кафедра народных инструментов. Туда пришли замечательные музыканты-педагоги. Появилась острейшая необходимость в литературе для баяна, щипковых, литературе методической, нотной... Исполнители уже ушли вперед, появились первые лауреаты на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве 1957 года: Рудольф Белов, Анатолий Беляев, Вячеслав Галкин и многие другие. Эти музыканты заложили фундамент наших будущих лауреатов. Появилась нужда в композиторах, Поначалу этими композиторами стали сами баянисты. Я не буду долго распространяться на эту тему, здесь есть и плюсы и минусы. Плюс в том, что они знают инструмент, а минус в том, что они не могут оторваться от традиций. Все это вертелось вокруг околонародной музыки, так называемой, демократической. Это продолжалось довольно долго, пока не появились такие композиторы как ВладиславЗолотарев, Альбин Репников, которые, скажем, сломали эту традицию, они начали трактовать наши инструменты как самодостаточные, не привязанные к народному мелосу и фольклору, как инструменты с большими возможностями. Сам баян претерпел серьезные конструкционные изменения:появились регистры, изменилась конструкция левой клавиатуры баяна и аккордеона, что позволило существенно расширить репертуар за счёт переложений классической и современной музыки, написанной для других инструментов.

    Естественно появились композиторы, заинтересовавшиеся нашими инструментами – баяном, аккордеоном, домрой, балалайкой, гитарой.Правда, мы немножко(лет на двадцать) отстаем от Запада. Там литература для баяна и аккордеона уже с 40-50-х гг. была совсем в другом русле. Композиторы просто писали музыку, слыша тембр и учитывая возможности инструмента, без каких-либо привязок и ограничений. Однако стоит сказать, что последнее три-четыре десятилетия репертуарная политика «народников»России претерпела огромные изменения. Нас немножечко тормозили вот эти «традиционные народные инструменты». На Западе они не были народными: такие же баяны, такие же аккордеоны(почему их называют народными, да ещё русскими, когда они одинаковые везде?). Сегодня ситуация выровнялась. Сегодня мы уже можем назвать несколько десятков замечательных российских композиторов, которые пишут для баяна, аккордеона, щипковых: Михаил Броннер, Софья Губайдуллина, Кирилл Волков, Ефрем Подгайц и др. Это прекрасно! Наконец-то!

    Если говорить про «народную музыку», то что-то, конечно, будет появляться. Ведь П.И.Чайковский использовал в симфониях народные мелодии, и его музыка не стала от этого беднее, наоборот. Народное музыкальное творчество(настоящий, подлинныйфольклор), конечно же, всегда будет с нашими инструментами, но инструмент сегодня стал другим. Инструмент стал другим, исполнители стали другими, слушатель стал другим. Поэтому перспективы здесь еще очень интересные и обнадеживающие.

    – Сейчас на кафедре активно развивается ансамблевое музицирование. Как Вы считаете, способствовала ли эта деятельность значительному росту коллективов в России в целом?

    – У нас на кафедре ансамблевое музицирование – традиционно. Мало того, что оно стоит в учебных планах, просто сами инструменты созданы для этого. Ну, как играть на одной балалайке, или домре– наверняка надо с чем-то: с гитарой, с роялем, с оркестром, с баянистом и так далее. Конечно, есть литература для домры соло, для балалайки соло, но это небольшая часть. Нужен либо аккомпанемент, либо ансамблист, это уже в природе наших инструментов. Тоже самое – баян и аккордеон. Как сольные инструменты они существовать, естественно, будут, но сейчас как у нас, так и на Западе, эти инструменты развиваются именно в ансамблях. Причем с различными инструментами: со струнными смычковыми, с духовыми, с ударными. В моей фонотеке есть целый компакт-диск дуэтов баяна с бас-кларнетом. Полтора часа оригинальной музыки, аранжированной для такого необычного дуэта. С. Губайдуллина писала музыку для баяна с виолончелью,– примеров можно привести множество.

    Что касается непосредственно нашей кафедры – могу похвастаться, за нашу кафедру порадеть, что некоторые наши ансамбли очень известны, и не только в России. Скажем, ансамбль баянистов Андрей Битюцких и Александр Сироткин, которые имеют целый ряд первых международных премий. Они объехали уже всю Россию, были за рубежом; это замечательный дуэт. Репертуар себе они делают сами и мастерски его исполняют. Великолепный ансамбль под названием «Резонанс»: Яна Повольских (гитара) и Наталья Кравец (мандолина), которые работают в филармонии. Они также лауреаты нескольких зарубежных конкурсов, концертировали в странах Европы, Японии, по России. Великолепный квартет домристов «Перфекто» под руководством профессора НГК Е. П. Янковской, который работает в филармонии. Он существует уже несколько лет и всегда имеет большой успех на концертах. В общем, ансамблевое исполнительство у нас ничуть не уступает сольному, а иногда даже его превосходит.

    – Геннадий Павлович, расскажите немного о себе, где и у кого учились Вы?

    – Начну с того, что у меня семь классов образования. Седьмой класс я заканчивал в городе Калуге. Сразу пошел в Калужское музыкальное училище, а отучившись там, поступил в институт им. Гнесиных. В институте я учился у замечательного педагога Виктора Порфирьевича Кузовлева, ему сейчас 92 года, он жив- здоров, мы с ним периодически перезваниваемся. Он великолепный баянист. В свое время аккомпанировал Л. Зыкиной и многим ведущим певцам, работая на радио в Москве. Я закончил Гнесинку, потом аспирантуру и вот с 1970-го года я здесь. Вот собственно и все.

    – В заключении скажите, пожалуйста,какие бы Вы дали прогнозы на будущее касательно кафедры народных инструментов НГК?

    – Что касается будущего, загадывать– дело не благодарное. По крайней мере, наша кафедра старается делать все возможное, чтобы наше искусство процветало, совершенствовалось и было востребованным. Работаем с учебными заведениями Новосибирска, других городов Сибири. Регулярно проводится довольно большое количество мероприятий – концертов, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, в которых задействованы педагоги и студенты факультета народных инструментов НГК. На будущее смотрим с оптимизмом!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки