28 ноября 2017 года в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялась постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Дмитрия Белова с участием Николая Лоскуткина, Владимира Огнева, Тимофея Дубовицкого, Владимира Кучина, Максима Аниськина, Шагдара Зондуева. Дирижёр – Евгений Волынский.
Опера «Борис Годунов» исторически одна из самых ранних постановок оперного театра Новосибирска, которую на определенное время оставили, и буквально недавно снова вернули в ряд исполняемых произведений. Но, это необычное возвращение. Постановщики: музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский, режиссер-постановщик Дмитрий Белов, сценография: Глеб Фильштинский, видеорежиссер: Серафима Гаврилова, костюмы: Анастасия Шенталинская, свет: Ирина Вторникова, хормейстер: Вячеслав Подъельский, научный консультант: Татьяна Вилинбахова. Всё это обилие имен я перечислила не просто так, каждый из них способствовал переосмыслению известной редакции П. Ламма, в оркестровке Д. Д. Шостаковича, что в итоге дало следующий результат: на сцене было представлено новое, современное видение великой оперы М. П. Мусоргского.
Новизна постановки была достигнута с помощью использования современных медиатехнологий. И, как было заявлено, «в грандиозной музыкальной драме Мусоргского оживают почти детективные события далекой эпохи. Постановщики вовлекают зрителя в расследование исторических фактов, соединяя современные знания о «смутном времени» с шедевром оперного реализма».
И вот, мы в зрительном зале и первое, что привлекает внимание – это огромные экраны с большим количеством медиа-видео ряда, а также достаточно скудные другие декорации, которые ранее всегда бросались в глаза, при выключении информативного ряда. Известно, что политика оперного театра Новосибирска направлен на доступность искусства каждому, и это заметно во многих деталях спектакля. На протяжении всей оперы на экранах было обилие исторической информации, и даже самый далекий от искусства и истории человек, смог бы понять суть. По началу это сильно сбивало концентрацию внимания на музыке, и мои глаза невольно переходили от экрана к сцене, но этот барьер был быстро преодолен и все стало восприниматься хорошо. Да, теперь в драматургии оперы отчетливо ощущалась «История государства Российского» Н. Карамзина. Еще одним важным моментом стал показ, помимо исторических фактов, титров на русском языке, что приводило в недоумение, ведь опера и так на русском языке.
С музыкальной точки зрения все прошло на достойном уровне, прекрасные исполнители, вдумчивая игра, и прочувствованные роли главных, а также менее важных персонажей. Особенно хочу отметить хор, от исполнения которого появлялись мурашки по коже. Потрясающе звучал детский хор Какая ответственность перед исполнителями – популярная опера, известные номера, которые непростительно исполнить плохо. Даже второстепенные персонажи (как, например, Варлаам в исполнении Ш. Зондуева) выглядели очень рельефно. Конечно же, самым ожидаемым был выход на сцену Юродивого, которого исполнил Владимир Кучин.
Следует отметить, что изменениея в постановке коснулись лишь околомузыкальных моментов. Отсутствие как таковых декораций компенсировалось очень ярким экранным показом, который порой выполнял роль фонового задника. А вот откровенно скучные костюмы... даже Борис был одет в серый наряд, разве это царское одеяние? Во время антракта мы с компанией ходили по коридорам, и наткнулись на экспонаты, в основном это были прежние костюмы различных опер. И вот, мы видим костюм Бориса – совершенно иной, действительно исторически сходный. В целом, конечно, многое зависит от приоритета зрителя. Мне очень понравилась постановка, ведь при всех ее нововведениях в ней оставили все важные смысловые позиции.
Невольно начинаешь задумываться, а так ли эта постановка нова?
|