Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "О фестивалях и не только..." №2 (39), Апрель 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Печатная версия
     

     
    VII Открытый региональный конкурс по дирижированию студентов музыкальных колледжей

    Гуляева Е.

    «Не совсем обычный конкурс…»


    скачать публикацию в формате pdf

    Гуляева Екатерина

    студентка III курса ТКФ

     


    23 и 24 апреля в Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки состоялся VII Открытый региональный конкурс по дирижированию студентов музыкальных колледжей, приуроченный к 60-летию образования Хорового факультета.

    География конкурсантов обрадовала своей широтой. Среди участников – учащиеся НМК имени А. Ф. Мурова, НОККиИ, Прокопьевского областного колледжа искусств имени народного артиста РФ Д. А. Хворостовского, Новокузнецкого областного колледжа искусств, Кемеровского областного колледжа искусств, музыкального училища имени М. Тулебаева (г. Семипалатинск, Республика Казахстан), Иркутского областного музыкального колледжа имени Ф. Шопена, Алтайского государственного музыкального колледжа (филиалов в г. Рубцовске, г. Бийске), музыкального колледжа-школы-интерната для одаренных детей г. Павлодара (Республика Казахстан).

    Участников конкурса: студентов третьего, четвертого, реже – второго курсов музыкальных колледжей оценивало жюри, состоящее из заведующих дирижерско-хоровыми отделениями некоторых вышеназванных колледжей. Это Ольга Валерьевна Бигеева (КемОМК), Светлана Николаевна Болгова (НОККиИ), Ольга Евгеньевна Захваткина (НМК имени А. Ф. Мурова), Валентина Васильевна Мысникова (АлтГМК, филиал в г. Рубцовске). Председателем жюри выступил главный дирижер Новосибирской филармонической хоровой капеллы, Народный артист РФ Игорь Викторович Юдин, а сопредседателем – и.о. профессора кафедры дирижирования НГК имени М. И. Глинки, Заслуженный деятель искусств РФ Александр Александрович Париман.

    Конкурс по дирижированию – априори не совсем обычный конкурс. Дирижирование – это специфический музыкальный процесс, связанный с организацией музыкального потока звука, извлекаемого целым коллективом – хором. Поэтому два заявленных тура предполагали различные задания для конкурсантов. Первый тур, проходивший 23 апреля в Большом зале консерватории, заключался в дирижировании программы из двух произведений под аккомпанемент двух роялей, а также исполнении произведения a capella на фортепиано.

    Между первым и вторым турами состоялись два репетиционных мероприятия – работа с женским хором (23 апреля) и репетиция со смешанным хором произведения второго тура (24 апреля). Именно эти этапы и были направлены на выявление у конкурсантов коммуникативных способностей и умения руководить коллективом при работе с хором дирижерско-хорового факультета НГК имени М. И. Глинки. Данные мероприятия проходили в закрытом формате, отличались большей конфиденциальностью, чем конкурсные прослушивания первого и второго туров.

    Конкурсные прослушивания второго тура были связаны с дирижированием произведения, исполняемого смешанным хором НГК имени М. И. Глинки. Результат второго тура зависел от качества проработки этого произведения конкурсантом во время пятиминутной репетиции в этот же день.

    Двадцать три участника прибыли, чтобы состязаться на конкурсе и всего десять из них прошли на второй тур. Отметим некоторые моменты выступлений всех конкурсантов во время первого тура.

    Все участники исполняли под аккомпанемент двух роялей два произведения из так называемого «золотого репертуара». Здесь звучали знаменитые хоры из опер («Хор гуляющих» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», кантат («Вставайте, люди русские» из «Александра Невского» С, С. Прокофьева), и хоры в их «чистом» виде (В. Салманов «Поэзия», Ю. Буцко «Возле терема»), а также духовные хоровые сочинения (С. В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», В. А. Моцарт «Реквием», №2 «Dies Irae»).

    Что же касается оценивания участников, то это вопрос весьма щекотливый. Едва ли мы можем в рамках данной статьи осветить все нюансы дирижирования конкурсной программы каждым участником, не будучи компетентными в этой области исполнительства. Поэтому, ограничимся общими комментариями.

    У всех участников конкурса при исполнении программы первого тура можно отметить три явно выраженных градации: 1) дирижерский жест – точность/вялость, свобода/зажим, ведение музыки за собой/ музыка ведет за собой сама; 2) Артикуляция и мимика на лице; 3) Харизма и умение «повести» коллектив за собой. Оценить последнюю особенность можно было в полной степени лишь на втором туре конкурса, однако, даже во время первого явно выделялись участники, которые вставали в ряд потенциальных «победителей» в этой своеобразной номинации.

    Что касается первой составляющей – дирижерский жест, то даже будучи некомпетентными в вопросах собственно дирижирования, можно смело сказать, что все участники показали свои умения и навыки на достаточно высоком уровне. Это неудивительно, ведь конкурсанты в большей степени студенты старших курсов колледжей, стоящие на пороге выпуска и самостоятельной профессиональной деятельности. Вполне объяснимо, что их дирижерский жест отвечал всем динамическим, фактурным, образно-содержательным особенностям исполняемых произведений. Кроме того, по нашим наблюдениям, именно дирижерский жест и является главным объектом работы педагога колледжа и студента. Это, своего рода, основа основ, которой обязан овладеть любой выпускник дирижерско-хорового отделения колледжа.

    Другой вопрос касается второй и особенно третьей составляющих: артикуляция и мимика лица, харизма и умение «повести» коллектив за собой. Артикуляции и мимике научить можно, но сложно. Харизма же, как известно, такое качество, которое либо есть у человека, либо её нет, поскольку её практически невозможно воспитать, внедрить, развить. Разве что – выявить, если она имеется, но скрыта. Умение «повести» коллектив за собой – это вообще способность только харизматичного, профессионального, увлеченного своим делом дирижера, наверное, высшая способность людей этой профессии. Вот как высказалась на этот счет участница Анастасия Лунева: «Коллектив пойдет за дирижером, когда он сам прочувствует произведение изнутри. Если дирижер не проникнется произведением изначально, он не сможет передать его характер коллективу. Нужно передать то, что заложил автор и относиться к этому с пониманием».

    Наблюдая за участниками во время первого тура, я обратила внимание на двух конкурсанток: Анастасию Луневу из Кемеровского музыкального колледжа и Елену Фоминых из Новокузнецкого колледжа культуры и искусств. Анастасия показала в двух произведениях первого тура три ранее названных составляющих на достаточно хорошем уровне. Она продирижировала двумя разнохарактерными хорами («Хор гуляющих» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» и М. Людиг «Лес»), продемонстрировав поставленный дирижерский жест, мимику, артикуляцию разного характера.

    Елена также показала сочетание трех данных составляющих, но её программа состояла из произведений сугубо драматической образной сферы с уклоном в трагическую (Н.А. Римский-Корсаков «Адское коло» из оперы-балета «Млада» и В. Калинников «Кондор»). Конкурсантка очень грамотно продирижировала обоими произведениями, но у автора данной статьи после её выступления возникла мысль: «А так ли хорошо Елена дирижирует произведениями более оптимистического склада? Или односторонняя образная направленность её программы связана как раз с умением дирижировать только такими произведениями?»

    Ответ на этот вопрос был получен во время работы Елены со смешанным хором 24 апреля перед вторым туром конкурса, на который она прошла. По условиям второго тура десять участников разучивали с хором одну из предложенных партитур a capella. Многие участники, в том числе и Елена, выбрали хор «Элегия» В. С. Калинникова. И именно эта участница –первая из всех конкурсанток – перед первым исполнением дала настройку на образную палитру произведения. Она была единственной, кто прерывал хор во время первого исполнения, показывая сразу же своим голосом, как нужно исполнить тот или иной момент. Она единственная из участников давала комментарии по исполнению ритма, вступлению, «снятию» звука, веря в то, что говорит и самое главное – добиваясь результатов от своих замечаний. Многие конкурсанты говорили хору те же самые фразы, но они уходили «в пустоту». Наконец, все пять минут её работы были продуктивными. Елена действительно добилась результата и при её дирижировании «Элегия» звучала совсем по-другому, чем у многих других конкурсантов, избравших это же произведение.

    Вот, что ответила конкурсантка на мой вопрос: как же удалось выйти к незнакомому коллективу, преодолеть «стену» между дирижером и хором и действительно руководить коллективом, а не идти следом за ним? «У нас особенная дирижерская школа в Новокузнецке. Это семейная чета выпускников Новосибирской консерватории – Сергей Алексеевич и Ольга Ефимовна Липовые, и их дочь, выпускница Уральской консерватории, мой педагог – Анна Сергеевна Реутская. Они изначально учат нас работать с хором не только над интонацией, темпом, но главное – над характером. А его не показать без иллюстрации собственным голосом. Пока сам не споешь так, как нужно, хор не поймет»!

    Итак, сильнейшие участники прошли во второй тур, отрепетировали со сводным хором произведение a capella. Осталось толькоузнать результаты конкурсных прослушиваний второго тура и комментарии членов жюри, оглашенные на круглом столе. С уверенностью можно сказать, что VII открытый конкурс по дирижированию открыл для дирижерско-хорового факультета Новосибирской консерватории много талантливых молодых дирижеров – потенциальных абитуриентов. Ждем результатов конкурса!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки