Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Из прошлого - в будущее!" №4 (17), Октябрь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_17/?page=search

     
    О фольклорных экспедициях

    Скакун В.

    "Страсти по фольклору"

    Скакун Вадим

    студент IV курса ТКФ

     


    Фольклорный коллектив «Цвет черемухи» из д. Терёхино в полном составе

    Все музыковеды знают, что лето создано не только для отдыха, но и для занятий по специальности! Летом, например, студенты кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории ездят в фольклорные экспедиции. Причем ездим мы с нашими руководителями — профессорами кафедры. Мне повезло, так как мой педагог по специальности, профессор Наталья Владимировна Леонова, является хранителем архива традиционной музыки и знает о проведении подобных экспедиций не понаслышке. Вот мы и решили съездить в несколько деревень, попытать счастье на «поле экспедиционном». Оделись потеплее (поскольку по непредвиденным обстоятельствам экспедиция отодвинулась на ноябрь) и отправились в Кемеровскую область.

    Рабочий момент репетиции фольклорного ансамбля села Терёхино

    Мы приехали в деревню Терехино днем. Ну, как сказать – приехали, мы вышли на трассе и сразу же поняли, что идти до самой деревни не очень далеко и направились в нее пешком. Проходя по мосту через маленькую речку, мы увидели начало деревни. Холмистая местность, характерная для области, была вся в снегу, поэтому по мере продвижения, удалось полюбоваться красотами заснеженных холмов.

    Разместили нас в местном клубе, который к тому же отапливался, так что прием был теплым в прямом и переносном смысле. В этот же день мы отправились собирать фольклор к двум информантам.

    Как и во многих деревнях, в Терехино существует две формы бытования фольклора – стихийная и организованная. Организованная – наличие фольклорного коллектива, ведущего достаточно активную концертную деятельность. Стихийная форма – бабушки, исполняющие фольклор.

    Вадим Скакун с песенницей из д. Андреевка – Михайловой Еленой Ивановной

    На следующий день мы решили послушать местный фольклорный коллектив – народный хор сельского дома культуры. Нам очень повезло, так как у исполнителей были видеозаписи обряда, который коллектив исполнил полгода назад. В него входили разные в жанровом плане народные песни. Посмотрев обряд, мы приободрились и ждали от хора фольклорных образцов из их репертуара. Но, к моему сожалению, оказалось, что этот чувашский ансамбль поет в большинстве своем современные песни, сочиненные автором-исполнителем из Чувашии Вячеславом Христофоровым. В итоге, мы так и не услышали в их исполнении ни одной чувашской народной песни. И эта ситуация отнюдь не единичная, когда сельский фольклорный коллектив исполняет новосочиненные песни, практически не прибегая к традиционной музыке своего этноса. К примеру, в деревне Михайловка Прокопьевского района Кемеровской области так же существует коллектив, поющий в основном песни, сочиненные современными чувашскими композиторами.

    Нам не ясны мотивы такого выборочного подхода к репертуару, но факт остается фактом: при живых носителях традиции фольклорные ансамбли не прибегают к их помощи. При этом сами бабушки, знающие фольклор, довольно часто поют в таких коллективах. И ни руководитель, ни сами исполнители не изъявляют желания петь традиционную музыку.

    Конечно, на следующий день мы собрали всех бабушек, оказавшихся очень душевными, в клубе, и они нам спели около пятнадцати любопытных фольклорных образцов… Песни записаны и, несомненно, обогатят аудиофонд архива традиционной музыки при нашей консерватории, послужат важным источником изучения наследия чувашей Сибири…

    Диплом фестиваля «Мы живем семьей единой» (2012 год)

    Но описанная ситуация с фольклорным коллективом не может не вызвать опасений относительно перспектив дальнейшего бытования чувашского фольклора, так как она слишком симптоматична для нашего времени. Считаю, что здесь имеет место серьезная проблема, связанная не с вытеснением чувашского фольклора русским, а с ассимиляцией его поп-музыкой. Последствия, к сожалению, необратимы...

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки