Все музыковеды знают, что лето создано не только для отдыха, но и для занятий по специальности! Летом, например, студенты кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории ездят в фольклорные экспедиции. Причем ездим мы с нашими руководителями — профессорами кафедры. Мне повезло, так как мой педагог по специальности, профессор Наталья Владимировна Леонова, является хранителем архива традиционной музыки и знает о проведении подобных экспедиций не понаслышке. Вот мы и решили съездить в несколько деревень, попытать счастье на «поле экспедиционном». Оделись потеплее (поскольку по непредвиденным обстоятельствам экспедиция отодвинулась на ноябрь) и отправились в Кемеровскую область.
Мы приехали в деревню Терехино днем. Ну, как сказать – приехали, мы вышли на трассе и сразу же поняли, что идти до самой деревни не очень далеко и направились в нее пешком. Проходя по мосту через маленькую речку, мы увидели начало деревни. Холмистая местность, характерная для области, была вся в снегу, поэтому по мере продвижения, удалось полюбоваться красотами заснеженных холмов.
Разместили нас в местном клубе, который к тому же отапливался, так что прием был теплым в прямом и переносном смысле. В этот же день мы отправились собирать фольклор к двум информантам.
Как и во многих деревнях, в Терехино существует две формы бытования фольклора – стихийная и организованная. Организованная – наличие фольклорного коллектива, ведущего достаточно активную концертную деятельность. Стихийная форма – бабушки, исполняющие фольклор.
На следующий день мы решили послушать местный фольклорный коллектив – народный хор сельского дома культуры. Нам очень повезло, так как у исполнителей были видеозаписи обряда, который коллектив исполнил полгода назад. В него входили разные в жанровом плане народные песни. Посмотрев обряд, мы приободрились и ждали от хора фольклорных образцов из их репертуара. Но, к моему сожалению, оказалось, что этот чувашский ансамбль поет в большинстве своем современные песни, сочиненные автором-исполнителем из Чувашии Вячеславом Христофоровым. В итоге, мы так и не услышали в их исполнении ни одной чувашской народной песни. И эта ситуация отнюдь не единичная, когда сельский фольклорный коллектив исполняет новосочиненные песни, практически не прибегая к традиционной музыке своего этноса. К примеру, в деревне Михайловка Прокопьевского района Кемеровской области так же существует коллектив, поющий в основном песни, сочиненные современными чувашскими композиторами.
Нам не ясны мотивы такого выборочного подхода к репертуару, но факт остается фактом: при живых носителях традиции фольклорные ансамбли не прибегают к их помощи. При этом сами бабушки, знающие фольклор, довольно часто поют в таких коллективах. И ни руководитель, ни сами исполнители не изъявляют желания петь традиционную музыку.
Конечно, на следующий день мы собрали всех бабушек, оказавшихся очень душевными, в клубе, и они нам спели около пятнадцати любопытных фольклорных образцов… Песни записаны и, несомненно, обогатят аудиофонд архива традиционной музыки при нашей консерватории, послужат важным источником изучения наследия чувашей Сибири…
Но описанная ситуация с фольклорным коллективом не может не вызвать опасений относительно перспектив дальнейшего бытования чувашского фольклора, так как она слишком симптоматична для нашего времени. Считаю, что здесь имеет место серьезная проблема, связанная не с вытеснением чувашского фольклора русским, а с ассимиляцией его поп-музыкой. Последствия, к сожалению, необратимы...
|