Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Из прошлого - в будущее!" №4 (17), Октябрь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_17/?page=search

     
    Всероссийский конкурс

    Максимова А.

    "Если композитор не импровизирует, он не композитор?!"

    Максимова Анастасия

    магистрант

     


    20 октября в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки состоялась творческая встреча с Эддом Саратом (флюгельгорнистом, композитором, профессором музыки факультета джаза и современной импровизации Мичиганского университета) и Сьюзен Аллен (арфисткой, педагогом, выдающимся импровизатором).

    Эдд СаратНаверное, каждый из нас когда-либо задавался вопросом: каково отношение музыкантов, воспитанных в традициях классического академизма, к такой свободно-творческой форме музицирования как импровизация? На собственном опыте знаю, что в учебном процессе российских музыкальных ссузов и вузов импровизации обычно не предается более-менее серьезного значения. А ведь это в корне неправильно. С помощью различных форм импровизации можно не только развивать творческую инициативу, но и обучать основополагающим законам музыки. Это убедительно доказали два выдающихся музыканта, для которых законы импровизации стали главными принципами их творческой и педагогической деятельности.

    Встреча с Эдом Саратом и Сьюзен Аллен проходила в рамках Международной Образовательной конференции «Неделя свободной музыки», в течение которой гости из США давали мастер-классы для студентов и педагогов музыкального колледжа и консерватории, пресс-конференции и концерты импровизационной музыки. Помимо этого в программу проекта были включены показы двух фильмов: «Sound??» (1967, режиссер Дик Фонтейн) и «Rising Tones Cross» (1985, режиссер Эбба Джэн). Творческая встреча состоялась в форме живой беседы между гостями и аудиторией. Одним из её главных организаторов и, одновременно, ведущим выступил Роман Столяр – известный новосибирский композитор, пианист, флейтист, аранжировщик, педагог.

    В ходе беседы были затронуты важные для отечественных реалий музыкального искусства темы. Согласуясь с тематикой встречи, Роман Столяр задал один из актуальнейших для музыкального образования вопросов: насколько уместно преподавание импровизации в условиях обучения современных академических музыкантов? Мнения гостей по данному вопросу были схожи: Сьюзен Аллен считает, что импровизация способствует всестороннему развитию слуха музыканта. Эд Сарат в своем выступлении пошел дальше – он считает, что импровизация может стать главным средством обучения, если будет поставлена во главу угла. Признаюсь, что в условиях отечественного образования, лично мне достаточно сложно представить нечто подобное. Между тем абсолютно верным, на мой взгляд, является и умозаключение, что без импровизации невозможно полноценное музыкальное образование.

    Коллективная импровизация на сцене Малого зала НГКПо этому поводу убедительно высказалась Ольга Александровна Светлова, проректор по научной работе Новосибирской консерватории: «Проблема нашего поколения в том, что мы забываем об импровизационной природе народной музыки, музыки эпохи барокко и музыке Бетховена. Сейчас профессионализм композиторский и импровизаторский находятся на различных полюсах. Однако подобным разделением мы – современные музыканты себя ограничиваем». Данную мысль подтвердила и Сьюзен Аллен: «Современный музыкант воспроизводит, но не создает». Поддержал коллег также Р. Столяр, выразив в афористической форме верную мысль: «Мы все разделены по квартиркам».

    В беседу буквально с порога включилась Министр культуры Новосибирской области Наталья Васильевна Ярославцева. Она подметила очень важную особенность: включение импровизации в учебные программы вполне возможно и даже необходимо, однако есть очень серьезное препятствие. Дело в том, что пока ещё существует инерция отношения к импровизации и непринятие её как одного из важнейших элементов исполнительского образования. В связи с этим Н.В. Ярославцева предлагает начинать обучение импровизационным законам не студентов и школьников, а преподавателей музыкальных школ, музыкальных колледжей и консерваторий. Данную точку зрения поддержал Р. Столяр, поведав о необходимости обучения на двух уровнях — студенческом и преподавательском.

    Н.В. Ярославцева подняла еще одну серьезную и интересную проблему: почему в нынешний век индивидуализации личности такое музыкальное явление как импровизация находится на втором плане, и наоборот, формы академического исполнения по сей день находятся на первом плане? По этому поводу Эд Сарат высказал мысль о том, что импровизация и академическое исполнительство в своей основе являются глубоко различными явлениями, которые, однако, могут активно взаимодействовать. Р. Столяр считает, что отечественное музыкальное искусство европеизировано, то есть ориентировано на исполнение конкретного зафиксированного музыкального текста. В подтверждение своим мыслям композитор привел примеры функционирования музыкального искусства на Востоке, где музыка создается непосредственно в процессе исполнения. Однако мне, как одной из присутствующих на данной творческой встрече, более всего импонирует точка зрения другого новосибирского композитора – профессора НГК Нгуена Лантуата. Он считает, что все проблемы отечественного музыкального образования идут ещё от времен Советского Союза, когда импровизация ассоциировалась с Джазом, а Джаз, как известно, был музыкальным дисидентом в нашей стране в те времена.

    В конце Нгуен Лантуат выразил главную мысль творческой встречи, которая могла бы стать лозунгом всего проекта: «Если композитор не импровизирует, он не композитор»! Я, как думаю, и многие участники сегодняшней творческой встречи с уверенностью могут подписаться под этими словами.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки