Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Из прошлого - в будущее!" №4 (17), Октябрь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_17/?page=search

     
    Научная жизнь

    Одинцова Д.

    "За неизведанными путями развития музыкального искусства…"

    Одинцова Дарья

    магистрант

     


    Так случилось, что судьба связала мою будущую профессиональную деятельность с музыкой в ее историко-теоретическом аспекте. И, выбрав тему своей дипломной работы по совету научного руководителя – доктора искусствоведения, профессора Людмилы Викторовны Александровой, я узнала, как много нового и неизведанного таит в себе освещаемая мной область европейского искусства – болгарская композиторская музыка. Я занимаюсь творчеством болгарского композитора середины 20 века Константина Илиева, которое не изучено и малоизвестно не только в России, но и в самой Болгарии. А между тем, Константин Илиев – одна из наиболее ярких личностей болгарской музыкальной культуры, в развитие которой он внёс бесспорный вклад во второй половине XX века. С расцвета творческой деятельности Константина Илиева фактически начинается формирование музыкального авангарда в Болгарии.

    Константин Илиев (1924 – 1988) родился в Софии, закончил Государственную музыкальную академию по трём специальностям – скрипка, дирижирование и композиция. Его педагогами были известные музыканты – В. Аврамов, П. Владигеров, М. Големинов. Около двух лет (1946–1947) Илиев провёл в Праге, где совершенствовался как дирижёр и композитор в Академии музыкального искусства под руководством Вацлава Талиха. Особого внимания заслуживает тот факт, что Илиев окончил школу высшего мастерства как композитор у знаменитого Алоиса Хабы.

    Через несколько месяцев после возвращения в Болгарию К Илиев создал симфонический оркестр в г. Руса. В 1948–1049 гг. дирижировал балетами в Софийской опере. До 1952 г. продолжалась дирижёрская деятельность в Русе, а в 1952–1956 гг. он уже стал главным дирижёром государственного симфонического оркестра в Варне. В сентябре 1956 г. Илиева назначили главным дирижёром Софийской государственной филармонии. С 1967 г. он был профессором дирижирования в Болгарской государственной консерватории. В 1972–1978 гг., живя в Добриче, композитор положил здесь начало фестивалю камерной музыки. Последнее появление Константина Илиева за дирижёрским пультом состоялось в 1988 г. в Русе.

    Творчество Константина Илиева охватывает произведения различных жанров, в том числе вокальные и вокально-инструментальные (в том числе две оперы, хоровые циклы), камерные. Но доминирующее положение занимает все же симфоническая музыка. Практическое знание специфики и всех тонкостей инструментовки не могло не отразиться на яркой оркестровке его собственных сочинений.

    В этой связи особого внимания заслуживает деятельность К. Илиева в качестве дирижёра. Композитор не только стал основателем симфонического оркестра в Русе, но и поднимал до высшего исполнительского уровня все оркестровые коллективы, с которыми ему приходилось работать. Под его руководством состоялось множество премьерных исполнений в Болгарии, в том числе таких произведений, как Симфонии № 5 и 8 Д. Шостаковича, Симфония № 4 А. Глазунова, «Любовная магия» Мануэля де Фальи, Симфония № 4 Г. Малера, Симфония № 3 «Литургическая» А. Онеггера, Симфония в трёх частях И. Стравинского, «Гармония мира» П. Хиндемита, Симфония № 2 В. Лютославского, «Медитации» О. Мессиана…

    Очень часто за неизведанными путями развития музыкального искусства стоят судьбы и люди, роль которых трудно переоценить. И, наверное, прелесть нашей профессии – музыковедения – в том, что благодаря ей появляется возможность открывать такие личности, как Константин Илиев, их творчество для своей страны и мира искусства.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки