Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : О фестивалях и конкурсах №5, Январь 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

      Эта идея зародилась в консерватории
      Юные дарования на конкурсе пианистов
      «Вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь…»
      Жертв нет...
      После прослушиваний...
      Самые талантливые уже известны!
      У «Стэнвея» есть своё «я»…
      Долгожданный радостный момент
      Музыкальная жизнь Новосибирска
      Интервью с Виктором Екимовским
      «Композитор – это не тот, кто сочиняет музыку, а тот, кто не может не сочинять…»
      Закрытие фестиваля органной музыки: «Лики Иоганнеса Брамса»
    6. Концерты
    7. Наши гости
    8. И в шутку и в серьёз...
    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_05/?page=search

     
    Знакомство с Романтизмом прошло успешно.
    Знакомство с Романтизмом прошло успешно.

       Первого декабря в ДМШ №2 состоялся сольный концерт Александра Мальцева, студента Новосибирской Государственной Консерватории, лауреата международного и регионального конкурсов. Этот концерт не мог не привлечь к себе внимание не только интереснейшей программой (исполнялись произведения великих композиторов – ярчайших представителей романтического мироощущения, таких, как Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов), но и тем фактом, что Александр Мальцев представлял школу профессора Мери Симховны Лебензон. Ведь совсем недавно, в ноябре, проходил мастер-класс, от которого остались в восторге как профессионалы, знатоки фортепианного искусства, так и простые смертные – любители музыки, интересующиеся механизмами достижения высококлассного исполнительства, неоднократно демонстрируемого учениками Мэри Симховны на конкурсах, фестивалях, открытых уроках, мастер-классах, концертах.

       Неудивительно, что основную слушательскую аудиторию в этот декабрьский вечер представляли дети, их родители и педагоги, ведь концерт проходил в музыкальной школе. Но поразило, или даже приятно удивило, порадовало присутствие старшеклассников-подростков. Из их оживленной беседы в ожидании концерта, стало понятно: они пришли на встречу с фортепианной музыкой не в «добровольно-принудительном порядке», а по собственному желанию. И думалось, что невозможно в наше время остаться равнодушным от встречи с юными лицами – ростками светлой и чистой мысли среди подрастающего поколения, которые твердо определились со своими жизненными приоритетами и полны желания двигаться вперед, к поставленным целям.

       В начале концерта прозвучали произведения Фредерика Шопена, художника гениального дарования, отразившего в своем творчестве широкий диапазон новых идей и сумевшего выразить себя средствами одной только фортепианной миниатюры. Конечно, не стоит забывать, что помимо фортепианных произведений, композитором были написаны так же Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, несколько песен. Но данные произведения не получили столь широкого распространения, как его фортепианное творчество и, в частности, сочинения, прозвучавшие в исполнении Александра Мальцева: Этюд №5 ор.10 Ges-dur, Мазурка №4 ор.30 cis-moll и Соната №2 b-moll, которая и положила начало творческому вечеру.

       Открывать концерт произведением такой драматической глубины и трагизма казалось шагом рискованным, ведь дети могли просто не понять авторского замысла и сразу потерять всякий интерес к только начавшемуся концерту, но пианист сумел продемонстрировать очень высокий уровень мастерства: он буквально заворожил своей игрой юных слушателей. Третья часть (похоронный марш) действительно потрясла возвышенным, прекрасным, необычайно трагическим воплощением чувства скорби.

       В продолжении концерта прозвучали произведения С.В. Рахманинова (Этюд-картина №9 D-dur), П.И. Чайковского («Осенняя песнь»), и Ф. Листа («Венгерская рапсодия» №15), так же относящиеся к высшим достижениям не только в области фортепианной музыки, но и всего музыкального искусства в целом.

       Пышный и блестящий D-dur–ный этюд Рахманинова всегда поражал огромным виртуозным размахом, соединенным с яркой образностью музыки, разнообразием и красочностью фортепианного письма. Александру Мальцеву удалось передать общий колорит: единую, сочную по краскам, монументальную картину торжественного народного шествия. Иногда даже казалось, что действительно слышишь праздничный перезвон колоколов. Но к данному исполнению никак нельзя применить характеристику этого этюда самим композитором: «Это восточный марш, пестрое чередование причудливых, порой скерцозно окрашенных образов, ходы на увеличенную секунду, прихотливый ритм, насыщенность яркими хроматизмами». Впрочем, публика осталась довольна мощностью и виртуозностью исполнения.

       Поистине неизгладимое впечатление оставила интерпретация пианистом «Венгерской рапсодии» №15 Листа, которой завершался концерт. Не будем останавливаться на проблеме «Лист в исполнении русских и советских пианистов», так как это не входит в задачи этой статьи. Но, как в свое время современники писали об удивительном исполнении С. Рахманиновым Рапсодии №12 Листа, хочется сказать и об исполнении Александром Мальцевым 15-й Рапсодии (конечно же, не пытаясь сравнивать пианистов): «Своим безудержным размахом, богатством красок и головокружительным темпом пассажей это исполнение создало то непередаваемое настроение, которое можно назвать праздником искусства».

       Концерт прошел с большим успехом. Его настоящей находкой стало исполнение в первый день зимы «Осенней песни» Чайковского. Это произведение прозвучало, как трогательное прощание с осенью… А прощание с залом, в котором Александр представлял ярчайшие произведения композиторов-романтиков, несколько затянулось. Слушатели не спешили уйти, высказывали свое мнение, обменивались впечатлениями. Особенно запомнилась фраза, восторженно произнесенная юным созданием: «Я тоже так хочу!», – и, после некоторого размышления: «Играть на пианино»! Наверное, это самая неординарная и симпатичная оценка состоявшегося концерта, которая дорогого стоит.

    Елена ИШАНКУЛОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки