Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "О конкурсах и не только..." №9, Октябрь 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора






    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_09/?page=search

     
    Конкурсы:

    I открытый региональный конкурс по композиции и импровизации среди учащихся детских музыкальных школ и студентов средне-специальных учебных заведений:

    Межрегиональный Сибирский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах:

    III Открытый региональный конкурс по дирижированию студентов дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ (колледжей) Сибири:

    Звягина С.

    "У конкурса есть свои законы"

    Звягина Светлана

    кандидат искусствоведения,
    заместитель директора по научно-методической работе
    Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова

     


    Заместитель председателя жюри, профессор, заведующий кафедрой
    народных инструментов НГК (академии) им. М.И. Глинки,
    заслуженный артист России
    Геннадий Павлович ЧЕРНИЧКА

    - Геннадий Павлович, как Вы оцениваете в целом уровень участников?

    - Сегодня мы послушали вторую и третью категории, то есть это старшие классы музыкальных школ и все курсы музыкальных училищ. В целом уровень неровный – есть ребята очень способные, которые приготовили довольно серьезные программы, и во всех пьесах, которые они играют, видна и слышна серьезная педагогическая деятельность. Но есть ребята, которые играют как на академическом концерте – просто вышли на сцену, более или менее благополучно сыграли… и на этом выступление закончилось. Но ведь дело в том, что у конкурса есть свои законы. Всегда (также как в любом виде состязаний и соревнований) претендент на призовое место доложен чем-то выделиться! В спорте – достижениями спортивными, в музыке – индивидуальностью, прежде всего, то есть своим личным подходом к тем произведениям, которые музыкант исполняет. Естественно, тут необходима база – мастерство, владение инструментом, вкус, чувство стиля и т.д. Сегодня из того, что мы слышали, эта база в определенной мере присутствовала, по крайней мере, у тех, кто по нашим предварительным данным является лидерами в номинациях «баян» и «аккордеон». Были интересные выступления, профессиональные. Есть очень техничные ребята. Но об окончательных результатах я сейчас пока не говорю.

    - Слушая и оценивая выступления участников конкурса, что Вы можете сказать о работе их преподавателей?

    - Трудно судить, потому что в целом очень мало участников, и честно говоря, собственно конкурса (в полном смысле этого слова) сегодня нет. Участников, увы, гораздо меньше, чем в прошлый раз. Идет совершенно явная тенденция к уменьшению их количества... Скорее всего, это показатель того, что на баян и аккордеон сейчас вообще идут меньше учиться в училища и колледжи. Соответственно, и в исполнительских конкурсах принимает участие меньшее количество молодых музыкантов. Что касается работы педагогов, то особенной динамики здесь я не заметил, потому что фальшивые ноты мелькают, проблема технологии налицо, есть проблема меховедения, проблемы туше и штриховой культуры – все это присутствует. В общем, есть над чем работать, есть что сказать педагогам.

    - Одним словом, существует проблема академичности исполнения? Насколько программы академичны и соответствуют ли требованиям конкурса?

    - Программы все полностью соответствуют условиям конкурса, ни один участник не был снят из-за несоответствия программным требованиям. Но что касается исполнения этих требований, то это оставляет желать лучшего. Тут есть вопросы, академизм – один из них.

    - А что с этим делать, как работать с педагогами? Какую методическую линию выстраивать? Может быть, чаще проводить конференции, мастер-классы и семинары? Как известно, Новосибирская ассоциация баянистов и аккордеонистов проводит подобные методические мероприятия. Отражается ли это на уровне исполнительства?

    - Я мало верю в то, что с современной ситуацией можно что-то сделать ассоциациями и конференциями. Мне очень жалко педагогов, потому что у них нет выбора. Раньше и в школы, и в училища были конкурсы, которых в настоящее время нет. Достаточно просто записаться – и ты уже в музыкальной школе, подать заявку – и ты в училище. А профессиональные музыканты должны соответствовать определенным требованиям. Конечно, наши педагоги делают все возможное, и я не хочу всю ответственность за современный исполнительский уровень и вину за какие-то огрехи перекладывать на них. Тем не менее, результат есть результат.

    - В 2007 году в конкурсе принимали участие музыканты из Омска, Барнаула и Новосибирска. Появились ли в географии конкурса новые горизонты, увеличилось ли количество городов-участников?

    - Нет, к сожалению, только сейчас вместо Омска появился Иркутск. То есть участвуют по-прежнему только три сибирских города.

    - Таким образом, у ассоциации баянистов впереди широкое поле деятельности. Есть куда развиваться – и на восток, и на запад.

    - Геннадий Павлович, конкурс – это всегда волнение. Насколько участники профессиональны в плане выдержки на сцене, насколько они подготовлены как концертные исполнители?

    - Навыка открытых выступлений у многих ребят нет. Это слышно и видно. Волновались и дрожали практически все. И забывали текст, и останавливались некоторые. Были, как говорится, «необкатанные» ребята.

    - Может быть, им стоит чаще участвовать в самых разных концертах, конкурсах и фестивалях?

    - Если есть с чем, конечно, - это необходимо! Это будет помогать потом на серьезных конкурсах держаться уверенней. Давно сказано: «Чтобы научиться играть на сцене, нужно все время играть на сцене». Тут ничего нового я не могу добавить.

    - Что Вы пожелаете участникам конкурса и их преподавателям?

    - Преподавателям я желаю терпения и стремления приумножать свое мастерство. Это традиционное пожелание для всех. Ну а участникам я желаю удачи и уверенности. Необходимо просто поставить перед собой цель: «Я хочу научиться играть на баяне (или аккордеоне)! Я не знаю, буду ли я профессиональным исполнителем или нет, но я хочу научиться играть на этом инструменте!». Если эта задача будет поставлена и четко выстроена стратегия ее решения, успех обеспечен!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки