Попытаюсь поделиться своими впечатлениями об удивительном, редком концерте, состоявшемся вечером 6 декабря 2010 г. в Большом зале Новосибирской консерватории. Это был сольный концерт замечательного музыканта, председателя жюри III Международного конкурса пианистов имени Веры Лотар-Шевченко Марии Степановны Гамбарян, профессора РАМ им. Гнесиных, заслуженной артистки России и народной артистки Армении.
Мне посчастливилось присутствовать на этом концерте. Говорю – «посчастливилось», ничуть не преувеличивая, потому что именно это чувство и неописуемый восторг я испытала, соприкоснувшись с игрой Большого Мастера, пианистки, обладающей огромным опытом концертирования.
Мария Степановна зачаровала слушателей, едва выйдя на сцену, своей хрупкой утонченностью и доброжелательностью, обогревшей всю аудиторию. В исполнении пианистки прозвучали произведения различных эпох – от барокко до импрессионизма, и национальных школ – польской, французской, венгерской, немецкой, армянской. При этом первую половину концерта составили произведения Ф. Шопена различных жанров: прелюдии op. 28, Мазурка h-moll и a-moll, два этюда op. 25 H-dur и gis-moll, четвертая баллада, вальс.
Во время исполнения меня не покидало стойкое ощущение того, что Мария Степановна действительно «поёт роялем», и что именно так эти произведения и должны звучать. Поразили также филигранная техника исполнительницы, темперамент и способность заворожить слушателя тонким и зрелым проникновением в музыку. Доверительная атмосфера во многом создалась и сохранялась также потому, что пианистка вела концерт сама, объявляя программу выступления перед каждым номером.
В ее исполнении прозвучали такие разные по стилю и характеру сочинения, как пьеса Ф. Куперена «Тростники», Этюд f-moll Ф. Листа, «Печальные птицы» из цикла «Отражения» М. Равеля и Вальс Шопена, на последней ноте которого зал взорвался неистовыми аплодисментами. Аудитория не отпускала исполнительницу после изысканно исполненного ею переложения И.С. Бахом «Адажио» из концерта d-moll для гобоя А. Марчелло, которым, по-видимому, Мария Степановна собиралась завершить свое выступление. Однако жадный до прекрасного новосибирский слушатель упрямился, и пианистка исполнила колоритный «Армянский танец» Комитаса, музыку которого она высоко чтит, и Мазурку a-moll op. 17 № 4 Ф. Шопена…
После концерта я с радостью думала, что есть еще на свете великолепные люди и профессионалы своего дела, которые своим мастерством вдохновляют на творческие подвиги! Хочется выразить восхищение перед таким крупным Музыкантом и Человеком – Марией Степановной Гамбарян – и пожелать ей неиссякаемой творческой энергии и здоровья!
|