Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Всероссийский музыкальный конкурс" №11, Февраль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_11/?page=search

     
    Концерты:

    Бабнюхова О.

    "День Музыки"

    Бабнюхова Олеся

    студентка IV курса ТКФ

     


        Пожалуй, для всех деятелей музыкального искусства каждый день насыщен изобретательностью, новизной и яркостью событий. Не секрет, что существует только единственный день в году, именуемый праздником – Международный день музыки, официально утверждённый советом ЮНЕСКО по музыке в 1983 году. Он считается профессиональным праздником всех музыкантов, руководителей оркестров, работников филармоний и музыковедов.

        В России этот день до сих пор связывают с именем Д.Д. Шостаковича. Именно Шостакович в 1975 году был одним из инициаторов создания праздника музыки. Четверть века назад он обратился к международной общественности с письмом, в котором говорил: "Даже в обиходной речи люди используют многие слова, напоминающие о музыке: тактичное поведение, ритмичная работа, гармонично развитая личность. Но главное – музыка открывает человеку новые миры и выполняет благородную миссию объединения людей". В нашей стране празднование Дня музыки стало традицией с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения музыканта.

        Международному дню музыки, отмечавшемуся во всех странах мира 1 октября, был посвящён концерт органиста, композитора и старшего преподавателя Новосибирской консерватории Глеба Анатольевича Никулина. Концерт состоялся на сцене Большого зала НГК (академии) им. М.И. Глинки.

        Во вступительном слове профессор Борис Владимирович Робинсон, размышляя над вечной темой – «Что есть музыка?», приводил ряд знаменитых высказываний о музыке крупнейших мыслителей истории искусства: Шопенгауэра, Шиллера, Апполинера, Соллертинского... Это было как всегда интересно и познавательно.

        Концерт Глеба Никулина состоял из двух отделений. В первом произведении, открывавшем концерт – «Ave maris stella» («Восхваление звезды моряков») французского композитора Николя де Гриньи – использовалась регистровка, близкая старинному звучанию духовых инструментов. Композиция была насыщена контрастными эпизодами – от маршевых, помпезных и танцевальных до философских и глубоких.

        Пассакалия соль минор Георга Муффата была насыщена изысканными гармониями. Естественно, что ни один органный концерт не обходится без сочинений Баха, так, в завершении первого отделения была исполнена «Токката и фуга фа мажор» И.С. Баха. Мастерство исполнителя позволило Глебу Никулину с большой лёгкостью донести бурю эмоций в импровизационной токкате, особую строгость и стройность в фуге.

        Г.А. Никулин как исполнитель и композитор (в 1998 г. музыкант закончил класс композиции, а в 2001г. – аспирантуру по классу композиции у профессора Ю.П. Юкечева) в очередной раз сумел точно раскрыть авторский замысел, проникнуть в музыкальный образ и донести до слушателей собственное видение стилистических особенностей разных эпох в истории органной литературы.

        Второе отделение концерта открылось «Фантазией и фугой на тему BACH» Ф. Листа. В истории музыки существует несколько знаменитых и вечных тем, монограмм, к которым обращались композиторы на протяжении разных эпох. Одной из таких, как известно, является тема BAСH. В сочинении отражены основные образные сферы венгерского композитора (рапсодичность, хоральность, фантастичность). Виртуозная игра исполнителя, как и замысел композитора, отличалась богатством фактуры и контрастностью разделов формы.

        Безмятежное настроение, прозрачная фактура и песенность были переданы в «Прелюдии, фуге и вариациях» С. Франка – «великого кузнеца, сковавшего французскую музыку» (по замечанию Р. Роллана). Вполне применимо к названному опусу и другое высказывание Р. Роллана по отношению к произведениям композитора: «Свет добра присутствует в его сочинениях».

        Подытожили концерт «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна. Слушая это произведение в исполнении органиста, можно было представить, что находишься на скамейке напротив английской Башни Святого Стефана: так ясно в музыке прослушивалось биение ее большого колокола (Биг Бен), средних и звонких маленьких колокольчиков… Произведение отличалось зримостью ярких образов, богатством тембров и мощной динамикой.

        Завершая описание этого успешного концерта, предложу вниманию читателя некоторые факты из биографии исполнителя – Г.А. Никулина. Как уже упоминалось, Глеб Анатольевич является не только исполнителем, но и плодотворным композитором. Среди его сочинений – произведения для органа, фортепиано и других инструментов, камерно-инструментальные и камерно-вокальные композиции, сюита для струнного оркестра, концерт для органа, литавр и камерного оркестра, «Miserere» (Псалом №50) для солистов, хора, органа и оркестра.

        Но, конечно же, в первую очередь новосибирская публика знает Глеба Никулина, как органиста, постоянно выступающего с сольными концертами. Благодаря, в частности, и его таланту и мастерству, не умолкает голос «короля инструментов» в Большом зале Новосибирской консерватории.

        В репертуар Глеба Никулина входит широкий круг органных произведений зарубежных и отечественных композиторов XVI-XXI веков. Он регулярно выступает с сольными и ансамблевыми программами в гг. Новосибирске, Томске, Кемерово и др.

        В заключение хочется поздравить всех без исключения любителей и профессионалов Её Величества Музыки! И пожелать всем нам … наличие времени в бурном круговороте событий, времени разглядеть и услышать всю эту красоту!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки