Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Пятьдесят пятый юбилейный…" №2 (15), Апрель 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_15/?page=search

     
    Из дальних странствий воротясь...:

    Шумилина К.

    "Красноярский вояж"

    Шумилина Ксения

    магистрант НГК

     


        Как мало в сибирском регионе событий, ради которых хотелось бы оставить привычную рутину, отбросить интенсивную учебу, отпроситься с работы и найти-таки время и деньги, чтобы получить… нет, совсем не материальные блага, а всего лишь впечатления. Ради этих впечатлений можно пожертвовать спокойной домашней обстановкой, отправиться в путешествие, провести несколько дней в режиме нон-стоп. Именно так мы и сделали: четверо молодых людей, увлеченных современным искусством, отправились в октябре 2011 года в Красноярск, где второй раз проходил Международный Сибирский Фестиваль современной музыки!

        Большая часть нашей компании состояла из музыковедов: Ксения Шумилина, Алиса Золотухина и Лариса Сентябова, меньшая же, но очень важная часть композиторской среды Новосибирска была представлена Василием Елиференко. Выезжая на это мероприятие, мы преследовали, прежде всего, цель познакомиться с культурой Красноярска, с композиторской средой этого города-соседа, поучаствовать в Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» и, конечно же, побывать на всех мероприятиях Фестиваля. А их было немало.

        Сам Фестиваль начался еще 8 октября, и продолжался по 23, но основная его часть приходилась на 19-23 октября, и именно на эти дни Красноярск стал и нашим городом тоже. События проходили по следующему графику: утром заслушивались доклады в рамках научной конференции, после обеда – мастер-классы композиторов, вечером – концерт. Обо всех событиях стоит рассказать отдельно.

        Международная научная конференция «Актуальные проблемы композиторского творчества» проходила в два дня. Свои научные работы представили музыковеды из Красноярска, Новосибирска, Уфы и даже Израиля. Без преувеличения, все доклады конференции заслуживают отдельного обсуждения, но среди них мы особенно выделили несколько. Необычным подходом и материалом поразил доклад Светланы Сергеевны Гончаренко – профессора кафедры теории музыки нашей консерватории: инсталляция В.Захарова и И.Соколова «Black birds» само по себе новое культурное явление, и методов анализа и трактовки такого действа, мне кажется, еще не выработано в отечественном искусствознании, тем не менее Светлане Сергеевне удалось убедительно донести смысл данного действа с точки зрения музыкальной культуры. Немало вопросов вызвал доклад преподавателя из Красноярска Н.В.Перепич «Слава Сталину навеки: образ Вождя в советской славильной музыке», прозвучавший неожиданно ярко. В отечественном музыковедении принято относиться к советскому композиторскому творчеству как к явлению второстепенному, но докладчице удалось донести немало интересных фактов и отстоять заявленные тезисы в острой полемике со слушателями. Автор сей статьи тоже имела честь принимать участие в конференции докладом «Микрохроматический инструментарий: о двух подходах и двух концепциях», где сравнила отечественный микрохроматический инструмент «Смычковый полихорд» Арсения Авраамова, изобретенным в Москве, с нашим новосибирским инструментом «Натурстроем», изобретенным в 1964 году настройщиком Д.К.Гузенко. Эта тема показалась интересной еще и потому, что связывает такую редкую для науки тему микротоновой музыки с Сибирским регионом, в котором, оказывается, живет много приверженцев этого метода композиции.

        Одним из самых интереснейших страниц Фестиваля стали мастер-классы, которые проводили известные отечественные композиторы Юрий Каспаров и Виктор Екимовский, и итальянец, композитор преподающий в Миланской Консерватории и увлекающийся электронной музыкой Джузеппе Джулиано. Темы мастер-классов были такими:

        «Музыка современных российских композиторов к мультфильмам»: В этой лекции композиторы демонстрировали свои приемы работы с мультипликацией, показывали рабочие материалы и готовые мультфильмы. Сильное воздейстиве на нашу славную компанию оказал мультфильм Александра Федулова с музыкой Виктора Екимовского «Потец», написанный по мотивам текстов Александра Введенского: мультфильм для взрослых, ставящий в очередной раз риторический вопрос о жизни и смерти, благодаря необычной стилистике мультипликации, зауми текстов Введенского и «сумасшедшей» музыки Екимовского кажется мне одной из совершеннейших работ в этом жанре (поэтому советую всем читателям нашей студенческой газеты обратиться к этому мультфильму). Семинар Юрия Каспарова «Основы техники современной композиции. Стилевые направления и техники в музыке 20 века» представлял собой исторический экскурс в эпоху авангарда. Слушатели имели возможность не только услышать новые факты о жизни композиторов и жизни их сочинений, но и посмотреть партитуры и послушать знаковые сочинения. Начав с Шенберга и закончив минималистами, Каспаров постарался не забыть никого из ключевых фигур мировой истории современной музыки. Семинар Виктора Екимовского «Музыка конца ХХ века- движение или кризис?» был решен в несколько ином ключе: известно, что Екимовский на протяжении всей жизни придерживается принципа новое сочинение – новый метод композиции, поэтому историю современных техник он раскрывал сквозь призму своих сочинений. Семинар получился красочным: произведения представленные композитором оказались настолько необычными, что мы не могли удержаться и не попросить партитуры для нашей консерватории! Джузеппе Джулиано, композитор, профессор Миланской консерватории, руководитель студии электронной музыки провел мастер-класс «Эклектизм в музыкальной композиции», где продемонстрировал свои принципы работы с электронно-акустическим материалом и любезно ответил на множество вопросов аудитории. Мы внимательно изучили партитуры, и конечно же не могли не обменяться контактами с Джузеппе в надежде на дальнейшее сотрудничество. Заключительным мастер-классом стал семинар Юрия Каспарова «О новых приемах игры на струнных и духовых инструментах симфонического оркестра», в котором были не только освещены исполнительские приемы, но и показаны сочинения учеников композитора, где во всем разнообразии цветут новые исполнительские техники. Хотя у меня некоторые произведения вызвали больше вопросов, чем впечатлений, зато было о чем подискутировать на досуге с коллегами по фестивалю.

        Концерты, представленные на фестивале, были яркими и разнообразными. Красноярский Камерный оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Бенюмова известен в Сибири и в России как коллектив, в программе которого обязательно представлены сочинения современных, сибирских и не только, композиторов. Программа концерта камерного оркестра в рамках фестиваля была разнообразной: наряду с сочинениями сибирских композиторов Ф. Веселкова, А.Стародубровского (прекрасные вариации на тему Гайдна!), В.Пономарева – Реквием Т.Такемицу и, что не менее приятно, «Вечное движение» Лан Ланыча!)). Музыка красноярских композиторов была представлена в отдельном концерте «Красноярские премьеры». Жемчужиной всего фестиваля, на мой взгляд, стал совместный концерт итальянского композитора Джузеппе Джуллиано и его жены, певицы, исполнительницы современной музыки Мануэлы Галиция. Итальянцы представили как свои сочинения – электронные композиции «Диалоги с собой», «Случайные флаги памяти», «Путь», в которых восхищало тесное переплетение скрытых смыслов – буддийских мотивов, аллюзий итальянской музыки, подлинно авангардных звучаний в сочетании с электроникой, так и сочинения, знаковые для итальянской и мировой культуры авангарда: Фортепианные пьесы для Давида Тюдора Сильвано Буссотти, и одно из самых ярких авангардных произведений – III Секвенцию для сопрано соло Лючано Берии.

        Вокальное мастерство Мануэлы Галиция – явление, на котором стоит остановиться отдельно. Любое произведение авангарда для голоса – отдельное испытание для вокалиста, которое требует не только отличнейшего слуха, но и феноменальной памяти, уникального чувства метро-ритма, широкого диапазона (зачастую скачки в вокальной партии достигают двух октав) и других особенностей, которым следует долго и упорно учиться. Здесь певица представила школу, идущую от самого Берио – жена Берио, для которой и написана Секвенция, была учителем преподавателя Мануэлы.

        Заключительным концертом Фестиваля стала программа известнейшего российского ансамбля «Студия Новой Музыки» В. Тарнопольского, дирижировал которым в этот раз молодой талантливый композитор и дирижер, продолжатель школы Тарнопольского Владимир Горлинский. К нашему счастью, с Владимиром нам удалось пообщаться отдельно перед концертом, и задать ему волнующие нас вопросы:

        К.Ш: Владимир, скажите, Вам приходилось участвовать в таких мероприятиях так далеко от дома?

        В.Г: Если честно, это самая восточная точка в России, где я побывал. Мне приходилось выступать много за границей, в ближнем зарубежье, а вот так далеко у себя в стране – в первый раз. Как только приехал, посмотрел на Енисей – какая же все-таки красота!

        К.Ш: Сегодня Вы и коллектив «Студии Новой Музыки» завершаете концерт, расскажите о программе концерта?

        В.Г: Программа концерта я бы сказал, не скучная: здесь и произведения красноярца Владимира Пономарева, произведения композиторов, принимающих участие в фестивале – Юрия Каспарова и Виктора Екимовского, но я буду дирижировать только несколькими сочинениями, в том числе и «Серенадой» Шнитке.

        К.Ш: В каких еще фестивалях в России Вы принимали участие?

        В.Г: Конечно, прежде всего стоит отметить Московский Форум, пожалуй, самый крупный из фестивалей такого рода, в Санкт-Петербурге, в Перми, кстати, там теперь ваш Курентзис…Я думаю, Новосибирск много потерял с отъездом Курентзиса.

        К.Ш: Курентзис все-таки не так много внимания уделял современной музыке…

        В.Г: Но он музыкант хороший. А из регионов… Знаю, что в Нижнем Новгороде сейчас есть увлеченные ребята, проводят фестивали, интересуются современной музыкой, но это явления более разовые. Вот и в Красноярске уже второй Фестиваль.

        К.Ш: В 2010 году мне удалось побывать на Московском Форуме, темой которого стали взаимоотношения России и Франции, и меня поразило количество людей, поддерживающих современное искусство: в день проводилось по два концерта, и залы были полными. У нас в Новосибирске проходил Art-практикум, и на мероприятиях в основном залы были заполнены, скажем, на половину, что вполне понятно. Какой прогноз Вы можете дать публике нынешнего концерта?

        В.Г: Московский Форум – Фестиваль, у которого уже есть имя, поэтому-то залы и полны. Кода все только начиналось – и там было тяжело с публикой. Недавно мы играли концерт, в зале сидело 14 человек, музыкантов на сцене - 7. Это вполне нормально. Наша музыка априори не сможет найти отклик у широкой публики.

        К.Ш: Да, если даже в музыкальной среде мнения расходятся…

        В.Г: Насчет Красноярска: я удивился, что везде по городу расклеены афиши, даже радио в супермаркете вещало и Фестивале, у нас в Москве такого не встретишь. Поэтому, мне думается, публика будет.

        К.Ш: Расскажите о своих творческих планах и планах коллектива «Студия Новой Музыки»?

        В.Г: У меня сейчас есть серьезный заказ, нужно написать четыре пьесы, а я не успеваю, и этим обеспокоен. Ансамбль готовится к Московскому Форуму, который будет в декабре, я тоже буду там дирижировать несколькими концертами.

        К.Ш: В нашей компании есть молодой композитор Василий, вот подскажите, как молодому композитору из глубинки можно добиться известности? Чтобы получить заказ, например?

        В.Г: Наверное не стоит скрывать, что сейчас очень важно быть учеником кого-то или знакомым с ке-то. Это всем ясно. Но есть и другой путь: участвовать в международных Фестивалях за границей: например, Дармштадские курсы специально размещают конкурсы и ищут молодых неизвестных композиторов, их произведения исполняются потом в Летней Школе. Многие зарубежные ансамбли накапливают репертуар и ищут новые имена. Поэтому советую вам тоже выходить на зарубежный уровень, и сотрудничать с иностранными композиторами и ансамблями по мере возможности.

        К.Ш: К слову, у нас в Новосибирске тоже появилась инициативная группа молодых людей, заинтересованных судьбой современной музыки, и даже появился ансамбль «Лаборатория Новой Музыки», мы тоже планируем ряд мероприятий и Фестивалей, в Новосибирск согласились бы приехать?

        В.Г.: Согласился бы, это очень интересно, только на этот раз поехал бы на поезде: хочется все увидеть своими глазами.

        К.Ш: Спасибо Вам, Владимир, увидимся на Фестивале!

        Стоит сказать, что Владимир Горлинский задавал вопросов нам больше, чем мы ему, так интересна ему оказалась культурная обстановка в нашем городе. Заключительный концерт прошел с успехом, публика с восторгом приняла все сочинения, особенно отметив необычно произведение Виктора Екимовского «Принцесса уколола палец – и все королевство заснуло….». Написанное в жанре инструментального театра для электроники и ансамбля, оно буквально заставило весь зал погрузиться в необычную дремоту, и тем ярче воспринимались замедленные действия музыкантов, закончивших игру: как будто спящие, они поклонились, вызвали на сцену композитора, и также медленно, не спеша ушли со сцены….

        Помимо событий фестиваля, нам удалось прогуляться по городу и посетить ряд достопримечательностей Красноярска: художественный музей им. В.Сурикова, где молодые художники Красноярска представили свои экспозиции: авторская выставка Е.Ларионова «Живопись и музыка» и совместная экспозиция «Маски» И.Кротова, С.Ануфриева, В.Сысоева и других. А в доме самого Василия Сурикова, великого художника, чьи картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка» известны каждому, где он родился, провел свою юность, и в котором всю жизнь прожила его семья, нам тоже удалось побывать. Эмоции от прикосновения к жизни гениального художника, предметам быта, его одежде, зеркалу, книгам, мольберту, этюднику и даже гитаре, с которой он везде путешествовал, не передать словами! Так соединились для нас богатая история Красноярска, и его современный городской уклад.

        23 октября завершился Второй Сибирский Фестиваль Современной Музыки. Мероприятия его были достойны лучших сцен не только Сибири, но и страны в целом. Как хочется, чтобы явления, подобные этому, чаще проводились у нас в Сибири, чтобы московские композиторы и дирижеры могли сходу указывать на город Новосибирск как на крупный культурный центр современного искусства, и чтобы каждый студент Консерватории хотя бы раз в год исполнял произведения современных композиторов и мог отличить Эдгара Вареза от Стива Райха… Надеюсь, что в скором времени так оно и будет…

        Так или иначе, впечатлений полученных от этого большого события хватит надолго, а для себя мы твердо решили приехать сюда и в следующем году.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки