Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Пятьдесят пятый юбилейный…" №2 (15), Апрель 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_15/?page=search

     
    V открытый конкурс молодых музыкантов-струнников "Запад-Сибирь-Восток":

    Максимова А.

    "Конкурс. Первые впечатления. Альт."

    Максимова Анастасия

    студентка IV курса ТКФ

     


        В истории струнно-смычкового исполнительства альт, пожалуй, занимает особое место. Этот инструмент, по существу, родной предок всем известной скрипки, долгое время оставался в тени своего «благородного» потомка. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь альт займет достойное место рядом со скрипкой, более не уступая ей. В наши дни проведение альтовых конкурсов уже является нормой, многие прославленные исполнители-альтисты гастролируют по всему миру наравне со скрипачами-виртуозами. Более-менее музыкально образованные люди, как говорится, в здравом уме и твердой памяти никогда не «обзовут» альт скрипкой (если только они не задумывают обидеть владельца альта преднамеренно). Подобное положение вещей в исполнительстве не может не радовать, особенно тех, кто посвятил свою жизнь такому прекрасному инструменту — альту.

        За последнее столетие уровень альтового исполнительства значительно вырос, во многом благодаря проведению различных альтовых конкурсов. География подобного рода мероприятий достаточно широка и охватывает основные культурные центры. Как известно, столицей культурной жизни Сибири является Новосибирск. Именно здесь в рамках конкурса «Запад-Сибирь-Восток» в качестве одной из номинаций проходит конкурс альтового исполнительства. Все его участники делятся на три возрастные категории, мне (автору) удалось побывать на прослушивании первого тура самых старших, то есть третьей группы. Если бы меня попросили в двух словах описать свои впечатления, то я бы сказала следующее: я и не думала, что альт может ТАК звучать! Нисколько не преувеличивая исполнительские качества конкурсантов, отмечу, что каждый из них обладает самобытным талантом, позволяющим мастерски владеть своим инструментом.

    Патеюк Леонид    В первом туре принимали участие 11 конкурсантов, среди которых можно было видеть как студентов старших курсов, так и аспирантов. Перед участниками строгое жюри поставило следующие репертуарные условия: 1) две части (на выбор) любой из сюит И.С. Баха; 2) часть (или две части) из альтового концерта, созданного в XX веке. И здесь возникает интересный момент — если среди баховских сюит и есть какое-то разнообразие в выборе, то альтовые концерты XX века можно пересчитать по пальцам одной руки. Подобная ситуация в концертном репертуаре неизбежно приводит к повторам в конкурсных программах. С одной стороны, это неизбежно связано с определенными трудностями для конкурсантов. Но с другой стороны, нет возможности благоприятнее, чтобы показать собственное видение произведения. К примеру, Патеюк Леонид и Лалетин Владимир исполняли Сарабанду и Жигу из Сюиты №5 Баха. При этом каждый из этих конкурсантов трактовал произведение по своему — исполнение Леонида отличалось большой сдержанностью, сосредоточенностью и внутренним спокойствием, Владимир, напротив, насытил музыку внутренней энергией и порывистостью. Другой пример — исполнение первой части концерта Уолтона Даировой Жанар и Власовой Евгенией. Обе участницы, безусловно, очень выразительно сыграли данное произведение, но исполнение Евгении прозвучало более выразительно, в то время как Жанар больше обращала внимание на техническую сторону.

        Можно привести ещё несколько подобных примеров, однако, не это цель моего повествования. Хочется отметить и другие замечательные моменты. Как известно, альт — достаточно сложный для исполнения инструмент. Необходимо обладать достаточной технической подготовкой и хорошо владеть звуком, чтобы прилично играть на альте. Приплюсуем к этому ещё и физиологические трудности — в отличие от скрипача, поза альтиста неестественна, ввиду необходимости сильно изгибать плечевой пояс. В результате получается, что добиться на альте легкости и яркости звучания крайне сложно. Между тем, ни один из конкурсантов, казалось, вообще не задумывался об этом — звук альта парил и разливался множеством тембровых оттенков. Особенно хотелось бы отметить исполнение Цеван Марии — легкости, с которой она исполняла свою конкурсную программу, могли бы позавидовать скрипачи-виртуозы. При этом ни одна нота не была «потеряна», каждый звук был прослушан.

    Максимов Андрей    В силу все тех же технических и физиологических сложностей весьма сложно добиться от этого инструмента благородного, «бархатистого» как говорят сами альтисты, звучания. Между тем блестяще подобную сложность преодолела Светлосанова Валерия. Она сумела не просто добиться такого звучания, но наполнила его хрупкостью и интимной сосредоточенностью. Впечатление было потрясающее! Затихло даже жюри, члены которой любили поговорить во время чьего-нибудь исполнения... Красавин Дмитрий, напротив, придал звучанию своего альта мягкость и нежность, что тоже достаточно трудная для исполнения задача. Максимов Андрей смог добиться полетности звучания, не потеряв при этом благородства и сочности звука.

        Можно ещё бесконечно многое говорить об участниках, при том, что исполнение каждого из них превосходно. И можно только пожалеть несчастных членов жюри, которым предстоит тяжелейший отбор лучших из лучших. Нам же остается ждать Второго тура и переживать за наиболее приглянувшихся конкурсантов.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки