Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Музыка и ее интерпретация" №1 (26), Январь 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК
  • Наши друзья

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_26/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Дягилева Д.

    «Новая постановка «Фауста» – все средства хороши?»

    Дягилева Дарья

    студентка III курса ТКФ

     


    Впервые опера Шарля Гуно «Фауст» прозвучала со сцены Новосибирского оперного театра 65 лет назад, 4 ноября 1946 года (дирижер – М. Лубенец, режиссер – И. Ажоткин, художник – М. Домрачев, хормейстер – Е. Горбенко, балетмейстер – Е. Ефимов). Новая трактовка этой оперы была представлена на суд зрителей в 2012 году.

    Историческая справка: «Фауст» — опера в 3 актах с прологом. Композитор — Шарль Гуно. Либретто написано по первой части трагедии Иоганна Гете. Исполняется на языке оригинала (французском). Режиссер-постановщик — Игорь Селин. Роли в спектакле исполняют 28 солистов оперы и балета. Всего в спектакле задействовано более 300 артистов. 3 декабря 2011 года Игорь Селин представил концертную версию «Фауста». Она стала «прологом» к основной постановке, премьера которой без балетных партий состоялась 4 июля 2012-го. В сентябре 2012 года премьера оперы была представлена в полной версии.

    Премьера вызвала небывалый зрительский интерес. За две недели до первого спектакля в кассе не осталось ни одного билета. Такой ажиотаж связан с тем, что далеко не каждый театр берется за "Фауста". Постановка дорогая, сложная, но, как правило, выигрышная, так как в ней есть всё то, что может привлечь современного зрителя: это и изумительная музыка, и мистические мотивы сделки с дьяволом, повторного обретения молодости, что, кстати, в наше время с появлением всевозможных омолаживающих клиник стало столь актуальным, страсти и вечный разговор о спасении души, к чему, кстати, и поныне стремятся многие «грешники».

    Постановщик Игорь Селин хоть и молод, все же понимает, что создавать «музейный спектакль» – заведомо ложный путь. Он видит историю доктора Фауста и Маргариты как путешествие сквозь время: для него важнее человеческие чувства, а не буквальное воссоздание эпохи. «Постановщик объясняет: “Часто мы бездумно относимся к самому дорогому, что у нас есть. И хочется эту пронзительную мысль донести до публики. Мефистофель через Фауста жаждет получить душу Маргариты. Она же, погибая, спасает Фауста и свою душу. Вот цена любви. Сегодня мы смотрим другими глазами на этот сюжет”». [URL: http://novosibirsk.bezformata.ru/listnews/teatr-ili-virtualnij-mir/1857940 (дата обращения 21.12.12)].

    По словам Сергея Стюарда из статьи «Обнаженная Маргарита» от 27.09.2012: «“Фауст” и всё остальное — так можно охарактеризовать нынешний репертуар Новосибирского оперного театра. Этот яркий спектакль выбивается из общего ряда постановок НГАТОиБ. Подготовка оперы заняла год. Был собран великолепный состав певцов. В качестве актеров Игорь Селин привлек гимнастов, детей и даже лошадей и танцовщиц стриптиза. Все это ради воплощения идеи, которая подтвердила репутацию НГАТОиБ как одного из самых новаторских театров мира». [URL: http://relax.ngs.ru/news/more/730257 (дата обращения 6.11.12)].

    После просмотра этой оперы разгорелась бурная полемика среди зрителей. «Простому» зрителю, пришедшему посмотреть на зрелищный спектакль действо по большей части понравилось, а зритель искушенный, привыкший видеть эстетическую и нравственную направленность остался недоволен.

    С одной стороны – потрясающее, захватывающее сценическое действо. Для постановки было изготовлено более семисот костюмов, также на сцене зритель мог лицезреть живых лошадей и шестнадцатиметровый красный лимузин…

    Игорю Селину, без сомнения, удались массовые сцены с участием хора. Чего стоит только режиссерская находка, изображающая суд под предводительством Мефистофеля в финальном действии, с потрясающими деталями — пишущей машинкой отбивающей стук человеческих сердец. Дети в этой сцене вызвали ассоциацию со словацким памятником, посвященным нерожденным детям. Идея с трубами - кровеносными сосудами очаровательна. Когда появляется Мефистофель "сосуды" становятся предынфарктными - либо накаляются (краснеют), либо "трескаются", или совсем распадается целостность. Эффективными также были световые эксперименты, подвижность декораций, разделение пространства на «этажи», и «мясорубка» чертова колеса, муки грешников в аду, которые не давали отвлечься от действия ни на секунду. Красочность и разнообразие восхищают!

    С другой стороны негодование зрителей было вызвано выходом абсолютно голой женщины на сцену театра. Руководство НГАТОиБ утверждает, что это оригинальная авторская задумка постановщика: девушка как воплощение искушения главного героя. Некоторые зрители все же считают, что такой ход был лишним, и без этой «сцены» опера не потеряла бы своей прелести. Ведь сам Гуно не мог бы и предположить, что его оперу когда-либо преподнесут в таком прочтении. И все же в большой скандал этот спор не перерос. Зритель был заинтересован душевными коллизиями Фауста. Мефистофель же в постановке предстал не столько искусителем и представителем мистического мира, сколько другой «обратной» стороной самого доктора Фауста.

    Как бы то ни было, каждый раз постановка собирает полный зал.

    20 сентября исполнителями главных ролей стали: Фауст - Дипломант Международного конкурса, Дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Владимир Чеберяк;

    Мефистофель - Заслуженный артист России, Лауреат Международного конкурса Николай Лоскуткин;

    Валентин - Лауреат Международного и Белорусского Национального конкурсов Павел Янковский;

    Маргарита - Лауреат Открытого конкурса музыкантов-исполнителей Ирина Новикова. Дирижером в этот вечер был - Дипломант Национальных театральных фестивалей «Золотая Маска» Евгений Волынский.

    В этот вечер спектакль прошел весьма успешно, зритель с нетерпением ждал дальнейших событий и их развязки. Мефистофель и Маргарита очень правдоподобно и ярко играли свои роли. Вокальные партии они исполнили весьма уверенно, чего нельзя сказать об артисте, исполняющем роль Фауста. Чувствовалась несобранность, неуверенность в игре. Владимир Чеберяк исполнил эту роль слишком уж «ровно», застыло, никакого эмоционального посыла зритель не почувствовал. Возможно, это связано с главенствующей ролью героя, по имени которого названа опера. Именно Фауст должен бы стать осью спектакля, вокруг которого крутятся полюса добра и зла, весами и мерилом, склоняющимся то в одну сторону, то в другую. И хотелось бы, чтобы он притянул внимание зрителей в противовес остальным персонажам.

    Спектакль вновь был показан в конце ноября и концертный зал НГАТОиБ был полностью заполнен, это свидетельствует о том, что зритель истосковался по зрелищным постановкам. Конечно, показателем возрождения качества работы театра является аншлаги зала после долгого перерыва, но хочется задаться вопросом, а все ли средства по привлечению публики в театр хороши? На этот вопрос, как и на многие другие здесь нет однозначного ответа. Хотя не стоит забывать, что в этой двойственности, незавершенности и есть суть образа Фауста.

    фото www.opera-novosibirsk.ru

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки