Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Второй Всероссийский музыкальный…" №4 (37), Октябрь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Исполнительская жизнь

    Васюкова Е.

    «Классические концерты как воспитание души»


    скачать публикацию в формате pdf

    Васюкова Елена

    студентка II курса Колледжа НГК

     


    Новосибирск весьма богат на талантливых людей и знаковые события. Культурная жизнь Новосибирска уникальна своим многообразием, разносторонностью.

    Новосибирская консерватория является одним из немногих оплотов академической культуры и хранительницей лучших традиций музыкальной жизни нашего города. Школы музыкального мастерства, молодые как и сам город, уже стали известны по всему миру. Однако они не просто повторяют чью-то традицию, но синтезируют многолетний, если не многовековой опыт лучших исполнителей. Год за годом заслуженные педагоги выпускают великолепных исполнителей, игра которых звучит на лучших площадках в разных уголках нашей планеты. И класс профессора Ирены Владимировны Поляковой является одной из великолепных иллюстраций синтетического и вместе с тем индивидуального подхода.

    Часто, несмотря на обилие средств массовой информации, мы упускаем главное. В этом эссе мне бы хотелось рассказать о событиях, прошедших в консерватории в дни проведения городского праздника и за пёстрым ярмарочным шумом и залпами фейерверка оставшимися недостаточно освещёнными.

    24 и 26 июня 2017 года в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки были сыграны два уникальных концерта – альтовой и скрипичной музыки. И хотя формально это были отчётные выступления за разные стадии обучения, но их уровень соответствовал концертам настоящих мастеров.

    Альт представлял Думан Жамалкожа, не так давно приехавший из солнечного соседнего Казахстана, но уже по достоинству занявший место в симфоническом оркестре Новосибирской филармонии. Помимо известных виртуозных альтовых произведений, охватывающих период от барокко до наших дней, от Кампаньоли до Р. Кларк, Думан необыкновенно проникновенно исполнил соло на альте из балета «Козы-Корпеш и Баян сулу» известного советского казахского композитора, народного артиста КССР Евгения Брусиловского. Уникальное сочетание национального колорита и классической формы позволило прикоснуться к другой культуре, распробовать её, приобщиться и восхититься ею. А великолепное исполнение Думана близкой, родной по духу музыки подарило истинное наслаждение всем присутствующим.

    На скрипке играла хрупкая Евгения Животягина (Богданова), также артистка филармонического оркестра. В её руках скрипка пела, говорила, рассказывала, нашёптывала, обвораживала и незаметно подчиняла, увлекая в совершенно другой, удивительный мир скрипичных фантазий. Программа её концерта была столь же впечатляюща. Проведя слушателей сквозь века, от Баха до Шоссона и Берга, Евгения невероятно деликатно, но уверенно, не давая опомниться, завладела вниманием слушателей, подарила невыразимо приятные мгновения. Особо следует отметить исполнение Евгенией первой части крайне редко звучащего концерта А. Берга «Памяти ангела». В процессе написания этого концерта у автора внезапно умерла дочь, и он посвятил произведение ей – невинной, чистой душе. Возможно именно поэтому концерт, относящийся к уже современной академической музыке – сложен не столько технически, сколько эмоционально. Но талантливое исполнение Евгении бережно донесло все нюансы сильных переживаний, вложенных в это произведение автором.

    Созданию приподнятой творческой атмосферы концерта в значительной мере способствовал краткий, но всегда невероятно интересный и информативный комментарий ведущего Бориса Робинсона. Хотелось бы чаще слышать вдохновляющее слово этого музыкального просветителя, не затрудняющего слушателей мудрёным наукообразием и настраивающего на правильную волну перед каждым произведением и слушателей, и музыкантов.

    Ряд произведений, прозвучавших на этих двух концертах, также исполняются редко – может быть, из-за высокой технической сложности, может потому, что концерты учеников Ирены Владимировны Поляковой – это явления, требующие высокой концентрации, тонкой души и, конечно, определённого культурного уровня. Они воспитывают, прививают вкус к прекрасному и никого не оставляют равнодушными.

    В заключительных частях обоих концертов прозвучали три мадригала Мартину. Сложно описать все впечатления словами. Лучше одни раз услышать, чем читать частное мнение. Но это была феерия звуков. Два тембрально абсолютно разных инструмента в руках совершенно разных по темпераменту, культуре и восприятию мира людей вдруг заговорили то в унисон, то по очереди заполняя зал объёмным, сильным и невыразимо красивым звуком. Казалось, не два инструмента на сцене, а целый оркестр, не музыка звучала, а сама жизнь во всей полноте ощущалась, пульсировала вокруг. Мелодия то обнимала слушателя, то отдалялась и парила где-то в вышине. Исполнителей объединяла любовь к музыке и бесконечное уважение к каждому звуку, к каждой ноте. Ни одна не была лишней и проходящей. У каждой было своё место, время и предназначение. Конечно, на сцене играли два взрослых, сложившихся исполнителя, но объединяли их выступления, делали уникальными, невероятно стильными любовь и воспитание педагога, – И.В. Поляковой.

    Профессор И.В. Полякова, заслуженный работник культуры РФ, год за годом выпускает учеников высокого профессионального уровня. Ирене Владимировне удалось создать практически невозможное – комплексный альтовый и скрипичный класс. Многие из её класса успешно выступают и на обоих инструментах. Но большинство всё же делают выбор и хранят верность одному. Секрет неизменного качества исполнителя прост и элегантен – здесь не штампуют «звездных» исполнителей. Ирена Владимировна невероятно чутко чувствует человека, его темперамент, возможности и желания. А значит, ученик играет с удовольствием посильную для себя программу, совершенствуется от произведения к произведению, соревнуясь только с собой, как по ступенькам строит собственный храм души, формируя свой, уникальный стиль. Каждое исполнение даже одного и того же произведения при таком подходе даже в рамках одного класса будет неповторимым – здесь каждому предлагается ощутить себя внутри музыки, и музыку внутри себя. Что остаётся неизменным – так это высокое качество звука, богатая игра тембров и красок.

    Музыка – это разговор душ напрямую. Здесь нет слов, мелодия появляется и исчезает почти в то же мгновение. Но вместе с тем, она может оставить ясный след на долгие годы. Каков он будет – формирующий хороший вкус или уродливый рубец – конечно, зависит от исполнителя. Качественное исполнение, услышанное однажды, не позволит Вам опустить планку, остаться на уровне самодеятельности. Да, Вы будете уходить с плохих концертов и выключать дурное исполнение, но не в душевном ли росте состоит истинная задача искусства?

    В фильме Новосибирского режиссёра Е. Ерёменко, один из персонажей, математик, ходил на концерты классической музыки, потому что именно там ему открывались удивительные смыслы, уравнения выстраивались особым образом, находились неожиданные решения, приходили озарения, ведущие к открытиям. Уверена, что концерты студентов НГК им. Глинки и учеников класса И.В. Поляковой в частности могут иметь столь же благотворный эффект.

    Невероятно жаль, что подобные концерты проходят при незаполненных залах. Но даже при этом после выступлений Думана и Евгении долго не утихали аплодисменты и крики «Браво!»

    И если в следующий раз Вы увидите афишу исполнителей класса И.В. Поляковой, не проходите мимо. Эти концерты запоминаются на всю жизнь. После них хочется поразмышлять, музыка настолько увлекает в вихрь звуков, что забываются пустячные проблемы. За каждым произведением стоит целая история, и, если слушать её с открытым сердцем, Вы без труда её узнаете.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки