– Маргарита Владимировна, в контексте состоявшегося 26 октября Благотворительного концерта, скажите, пожалуйста, каково Ваше участие в благородном деле музыкального воспитания и образования детей-сирот?
– Моё личное участие в деле музыкального воспитания и образования детей-сирот, а также в Благотворительном концерте в какой-то мере обусловлено традициями обучения исполнительству на духовых инструментах, начиная с советского периода развития отечественной истории. Известно, что в феврале 1943 года по инициативе Г. К. Жукова и приказу И. В. Сталина было принято решение о создании в составе Советской Армии школ музыкантских воспитанников для детей-сирот. Такие школы были организованы повсеместно, в том числе и в Новосибирске. В далекие 50-е годы ХХ века в Новосибирской школе музыкантских воспитанников работал один из первых педагогов Новосибирской консерватории, кларнетист, выпускник Московской консерватории, позже народный артист РФ, Авангард Алексеевич Федотов. Это очень известный музыкант в стране и за рубежом.
И вообще, многие наши исполнители на духовых инструментах вышли из числа музыкальных воспитанников школ-интернатов, в которых дети-сироты составляли подавляющее число контингента; из них формировались военные духовые оркестры. Я знаю немало хороших музыкантов с высоким уровнем дарования, которые были выходцами из этих школ.
Уверена, что дети-сироты – эта важная тема и в нашей современной жизни. Для меня очень значима помощь таким детям. Считаю своим долгом оказать им поддержку в обучении игре на духовых инструментах, поскольку искусство игры на духовых инструментах очень сильно развивает личность как в физическом, так и в духовном плане. И если есть возможность помочь таким детям, хоть одному – двум, я, конечно же, в этом участвую.
– Ваша студентка, Марина Саркисян, занимается с ученицей педпрактики – Лизой Харитоновой. Каковы перспективы этого юного музыканта?
– Лиза Харитонова быстро дала первые результаты в игре на блок-флейте. За несколько месяцев занятий она подросла, окрепла; мы поставили ей дыхание; очень скоро будем переводить на кларнет. Моя студентка, Марина Саркисян, успешно справляется с педагогическими обязанностями. Она также имеет практику работы с детьми в музыкальной школе № 10, в которой существует потрясающий духовой оркестр, и она помогает своим участием в нём. Я вижу перспективы музыкального развития в Лизе Харитоновой. Однако сейчас многое зависит от покупки инструмента, а в дальнейшем от собственного развития, упорства и желания девочки. Но, я думаю, что у нас с ней всё получится и всё будет хорошо.
– А как вы оцениваете деятельность кафедры музыкального образования и просвещения, конкретно, заведующей кафедрой – Людмилы Павловны Робустовой – по реализации идеи обучения детей-сирот на духовых инструментах?
– Безусловно, положительно. Людмила Павловна – человек целеустремленный, бескорыстный, увлеченный, преданный музыкальному просветительству и педагогике; для нее это очень важная миссия. И я думаю, что эта миссия для Людмилы Павловны связана не только с духовыми инструментами. Она вообще подходит фанатично к вопросу помощи детям-сиротам.
Помню, как проходил отбор и прослушивание детей: я была в восторге от динамичной работы по проверке музыкальных способностей детей. Людмила Павловна владеет той методикой – советской, настоящей, а также учитывает новейшие подходы, и сразу видит талант в учениках. Она может простыми словами объяснить крайне важные педагогические вещи. Людмила Павловна – настоящий локомотив этого проекта; без нее ничего не сдвинется. Мы, поддерживающие деятельность Фонда, можем дать советы и предложить идеи, а вот на их осуществление часто не хватает сил.
– Как собираетесь ей помогать?
– Моя помощь заключается в предоставлении учеников; я также буду курировать вопрос не только относительно кларнета, но и всей кафедры духовых и ударных инструментов. Особенно это касается медных инструментов. Я буду помогать с поиском кадров молодых специалистов, которые смогли бы заниматься и преподаванием, и созданием, как мы мечтаем, духового оркестра.
– Что вы можете сказать о работе с детьми-сиротами других педагогов и студентов Новосибирской консерватории?
– Наш студент Владимир Шарифуллин активно занимается с Вячеславом Дасаевым, и результаты были видны на Благотворительном концерте. Это хорошее начало, отличная база, постановка, дыхание, артикуляция. В целом необходимо отметить, что инструмент достаточно сложен для освоения, но уже видны первые достижения, и очень серьезные.
Наш молодой преподаватель консерватории, Владимир Александрович Михно, ведет занятия по классу саксофона; его эффективная работа также дает свои результаты. В дальнейшем я надеюсь подключить к этой работе ещё и младшие курсы.
– И в заключении, Маргарита Владимировна, что Вы можете пожелать руководству Благотворительного фонда «Звезды Сибири» и кафедре музыкального образования и просвещения на пути к намеченным целям?
– Самое главное – это терпение, не уходить от поставленных целей и не сдаваться вопреки всем сложностям, тогда результаты, несомненно, будут весьма значительными. И первые мы уже услышали на первом афишном концерте. Я желаю Фонду процветания, исполнения намеченных целей!
– Маргарита Владимировна, Вы рассказали много важного и интересного. Спасибо, что нашли время встретиться!
|