В весенний период майского цветения в НГК им. М.И. Глинки традиционно проводится Международный фестиваль скрипичной музыки и Смотр молодых дарований в рамках Фестиваля под руководством народного артиста РФ, профессора Захара Нухимовича Брона. В этом году Новосибирск пятнадцатый (!) раз принимает участников этого фестиваля из разных регионов нашей страны, а также гостей из ближнего и дальнего зарубежья.
Конкурсные испытания в творческой карьере музыканта – это не только преодоление сложных барьеров на пути к мастерству, но и обогащение своего исполнительского опыта. Вдвойне значимо для конкурсантов (как, в прочем, и для сторонних наблюдателей), если в рамках фестиваля уроками высокого мастерства делятся признанные мэтры музыкального искусства. Мастер-классы Захара Нухимовича Брона – это каждый раз уникальное событие, каждому из его участников несказанно повезло. Некоторые юные музыканты пересекают тысячи километров, что взять урок у маэстро (лично была свидетелем того, как мальчик, ученик З.Н. Брона, прилетел из Европы в Новосибирск, чтобы провести с Учителем часовой урок по специальности, и улетел обратно).
Интересно, что говорят о нынешнем фестивале члены комиссии. С нами побеседовал доцент кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Исаак Германович Нуразян.
– Исаак Германович, добрый день! Ваши впечатления, как члена жюри, от нынешнего фестиваля?
– Данный фестиваль – очень значимое событие, как для Новосибирска, так и для соседних городов и регионов. Юные скрипачи и их педагоги могут продемонстрировать свои достижения. А самое главное, у них есть возможность пообщаться с мастером мирового масштаба Захаром Нухимовичем Броном.
– Какое учебное заведение, на Ваш взгляд, показало лучшие результаты?
– Интересные ребята были в этом году из разных городов, но наибольшее количество сильных скрипачей, на мой взгляд, традиционно выставляет Новосибирск.
– Что Вы можете сказать о действенности, эффективности мастер-класса?
– Пользу и эффективность мастер-классов Захара Нухимовича сложно переоценить. Огромный опыт и мастерство, умение работать с учениками разного уровня одаренности, – это только некоторые грани таланта профессора Брона.
– Кто Вам показался наиболее ярким среди участников; с кем из них Захару Нухимовичу было интересней работать?
– Одним из самых интересных, на мой взгляд, был урок со скрипачкой из Красноярска Дарьей Манза. Она исполняла очень виртуозное произведение Генрика Венявского «Вариации на оригинальную тему».
– В чем, на Ваш взгляд, суть знаменитой методики З.Н. Брона?
– Вряд ли возможно в нескольких словах сформулировать суть «метода» Брона. Захар Нухимович использует огромную по разнообразию палитру звуковых красок в своей собственной игре, того же добиваясь от учеников. Очень интересная аппликатура, которую предлагает маэстро, изобретая подчас не совсем традиционные, но очень удобные варианты, с помощью которых технически сложные места становятся проще в исполнении и звучат ярче. Ну, и, конечно, нельзя не упомянуть об особой роли энергии затактовой интонации в «системе» Захара Нухимовича Брона. …
Безусловно, для каждого из участников Фестиваля творческая встреча с мировым мастером скрипичной музыки стала незабываемой страницей творческого пути. Хочется верить, что переданный опыт плодотворно продолжится в скрипичной школе будущих поколений.
|