Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Академия Арт-журналистики" №3 (40), Июль 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Памяти любимого учителя

    «Памяти Зинаиды Захаровны Диденко»

    Мимура Томоко

    магистрант I курса

     


    Зинаида Захаровна Диденко – мой любимый педагог. С ней я познакомилась в 2012 г. когда в первый раз приехала в Новосибирск. До тех пор я занималась пением только как любитель. У меня, как и у большинства японских женщин, голос начал формироваться довольно поздно. Кроме того, сама специфика японского языка не способствует становлению певческого голоса: он как бы загоняется «вглубь». Поэтому многие начинающие певцы уезжают из своей страны в Италию, США, Германию и … Россию, где языковая среда другая. Узнав об известном педагоге вокала в Новосибирской консерватории, я приехала к Зинаиде Захаровне, чтобы понять, как можно устранять дефекты своего голоса.

    Она меня распевала и давала петь романсы Глинки. Тогда я в первый раз пробовала петь на русском языке. Предлагая мне стать своей ученицей, Зинаида Захаровна сказала, что все дефекты мои заключаются в отсутствии так называемых вокальных мышц, и что возможно их создать через продолжительные упражнения в течение нескольких лет. И так я решила поступить в Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки. Я, конечно же, немного волновалась по поводу своего возраста (тогда мне было 44 года). А Зинаида Захаровна сказала: «Вы не станете большой оперной певицей, но сможете петь камерный репертуар. Станете педагогом. Я сделаю вам мышцы». Я училась у нее 4 года (1 год я брала академический отпуск) и память о ее уроках и о ее педагогике останется со мной навсегда. Диденко-сэнсэй была строгим, но самым надежным учителем, всегда четко давала инструкции, выполняя которые, я могла заниматься совершенно без волнения.

    Прошло около полугода с ее кончины, и я сейчас очень ясно понимаю, что она была действительно опытнейшим педагогом. Недаром Зинаида Захаровна часто говорила, что знает о человеческом голосе лучше любого врача. В результате занятий с ней у меня появился певческий голос, и японские педагоги все сказали, что действительно у меня была великая русская учительница.

    Я знаю Зинаиду Захаровну только как педагога. Однако всем известно, что она была великой оперной певицей и актрисой. Сейчас ее голос мы можем слышать только в записи. Я слушала в ее исполнении арии из «Тоски» и «Трубадура». И восхитилась силой и красотой ее голоса. В еще одной записи она поет арию Сантуццы из «Сельской Чести» Масканьи в концерте, посвященном ее 60-летнему юбилею. Какая сила и душевность, проникновенность и тонкость! Чувствуется через экран большой поток всей ее души и эмоций! Очень жаль, что не все записи доступны нам. Хотелось бы еще послушать ее знаменитую Татьяну из «Евгения Онегина» Чайковского.

    Зинаиде Захаровне сразу после поступления в театр довелось исполнить самые сложные партии мирового оперного репертуара для драматического сопрано: Купава в «Снегурочка», Лиза в «Пиковой Даме», Ярославна в «Князе Игоре», Наташа в «Русалке», Елизавета в «Доне Карлосе», Дездемона в «Отелло», Эльвира в «Доне Джованни», Аида в «Аиде», Леонора в «Травиате», Сантуцца в «Сельской Чести», Тоска в одноименной опере и Манон в «Манон Леско».

    Откуда взялись такая сила и талант?

    Я обратилась к профессору кафедры сольного пения НГК имени М.И. Глинки Владимиру Афанасьевичу Пруднику, заслуженному артисту России, который так же является замечательным мастером оперного искусства и долго работал вместе с Зинаидой Захаровной в Новосибирском оперном театре.

    –Зинаида Захаровна поступила в Новосибирский театр в 1965 г., а Вы начали петь в этом театре с 1971 года. Какой была Ваша первая встреча с ней ?

    – Не то, что бы мы до того были друзьями. Я познакомился с ней, когда приехал. Она пела Лизу, я пел Елецкого, моя первая партия была – Елецкий в «Пиковой даме». Она так со мной мягко обошлась, и сказала, что в Нижнем Новгороде училась. А дело в том, что я приехал в Новосибирск из Горького, Нижний Новгород: вот такое маленькое «родство» у нас было. Она сразу начала расспрашивать, как, откуда, что …

    – Зинаида Захарановна – украинка, Вы тоже украинец. Вы говорите по-украински?

    – Да, просто я закончил украинскую школу. Я хорошо знаю язык (как знала его и Зинаида Захаровна). У меня все студенты поют украинские песни, по одной песенке украинской.

    –Вы любите петь по украински ?

    – Люблю. Потому что прекрасные песни есть украинские, это и концертмейстер может подтвердить. Очень певучие красивые песни. И удобно их петь, удобнее, чем на русском языке. Там больше гласных. Если по украински «холубка» то по русски – «голубка». Хооооо Гооооо… Знаете, у меня китайцы тоже прекрасно поют украинские песни, даже быстрее выучивают, чем русские песни.

    –Вы и Зинаида Захаровна вместе пели и гастролировали в разные города в одном и том же спектакле, а в каких, например?

    – В «Паяцах» я с ней пел. Потом в «Пиковой Даме» я часто пел, и она все время пела. «Фиделио» пел потом с ней, «Свадьбу Фигаро». Она – Сузанна, я – Фигаро; «Мазепу» пел с ней…

    – Какая опера была самая памятная ?

    – «Пиковая Дама». У нее партия хорошо получалась, и у меня (Елецкого) не плохо. Потом я с возрастом перешел на Томского. В Китай ездили на гастроли, в Шанхай, на роли уже Томского, не Елецкого.

    – Мы сейчас знаем голос Зинаиды Захаровной только в записи. В Вашей памяти как звучал ее голос?

    – Чем она славилась, – у нее были шикарные верхние ноты. Она их правильно брала очень высоко и у нее это получалась очень хорошо. Вот «Аиду» она все время великолепно пела.

    – Зинаида Захаровна иногда нам рассказывала, что у нее был по природе очень крепкий организм и сильный голос и она удивительно хорошо переносила большую нагрузку на голос от театральной работы.

    – Да, у нее был выносливый голос. Есть певцы с не выносливым голосом.

    – Известно, что не мало певцов испытывает проблемы с голосом и уходит со сцены. По вашему мнению, это зависит от природных данных или нужны особые упражнения и особая дисциплина?

    – Нет. Первое – природа. Потом, «выносливый голос», такое есть выражение. И у студентов даже. У меня есть студенты, которые поют, поют, я говорю, – достаточно уже, урок кончился, а он еще просит… А другой – уже все.

    – Зинаида Захаровна давала совет – крайние ноты не петь и всегда петь в удобном для себе регистре. Вы тоже так считаете?

    – Это правильно, что она говорила. Я считаю, что самое главное – не форсировать. Не давить. Петь, сколько ты можешь.

    В итоге получается, что сила голоса русских оперных мастеров – природные данные. А вообще в пении нам нужно петь согласно собственной природе. Важно также умеренное количество занятий и достаточный отдых. Можно сохранять певческий голос всю жизнь, ведь профессор Владимир Афанасьевич Прудник подтверждает это, и голос у него хорош до сих пор. (Он говорит, что он ушел с театра, лишь из-за боли в ноге, а не из-за усталости голоса).

    Чем знаменита была педагогика Зинаиды Захаровны, и вообще методика педагогов кафедры сольного пения Новосибирской консерватории – педагоги не заставляют петь больше, чем природа студентов не позволяет. Все преподаватели хорошо следят за тем, чтобы мы не форсировали голос, берегут его. Два мастера пения – Зинаида Захаровна Диденко и Владимир Афанасьевич Прудник – похожи: они всегда спокойны, организованы, несмотря на занятость.

    Так пусть память о Зинаиде Захаровне Диденко будет всегда с нами!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки