Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Академия Арт-журналистики" №3 (40), Июль 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Новосибирск музыкальный

    «Концерт Пола Энтони Ромеро»

    Спицына Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    16 августа 2018 года ознаменовалось для Новосибирска интересным и необычным событием – приездом в город американского композитора и пианиста Пола Энтони Ромеро.

    Не самый известный в широких кругах композитор, Пол Ромеро получил популярность в основном среди активных пользователей компьютера и ярых поклонников современного кинематографа, поскольку основной сферой его творчества является создание музыки для компьютерных игр, а также саундтреков к фильмам. Отсюда и вытекает главная особенность двух состоявшихся концертов: их программа полностью состояла из музыки к компьютерным играм, то есть, в сущности – из музыки фоновой. Это обстоятельство натолкнуло автора данной статьи на некоторые размышления.

    Неоспоримо, что разница между самостоятельными музыкальными сочинениями и фоновой музыкой огромна; эти сферы зачастую имеют совершенно противоположные цели и задачи. Особенно это касается звукового сопровождения игры (с киноискусством дело обстоит гораздо сложнее, и вследствие того, что программа состоявшегося концерта включала в себя только музыку для игры, оставим вопрос о саундтреках к фильмам в стороне). Для композиторов-творцов самостоятельных музыкальных произведений на первом месте будут стоять концепция сочинения, развёрнутая драматургия, поддерживаемая всеми средствами выразительности, сложный и глубокий подтекст. Композиторы же, создающие фоновую музыку, во главу угла поставят воплощение эпохи, героев, образов, а также реализацию приятного звукового фона, который не отвлекал бы человека от основного занятия. С этим связан и круг выразительных средств, используемый композиторами, а в данном случае – посетившим Новосибирск Полом Энтони Ромеро. Так, гармонический язык сочинений достаточно прост, держится в рамках классико-романтической традиции. В тех фрагментах, где в связи с созданием образных ассоциаций необходимы его усложнения, композитор широко пользуется ресурсами мажоро-минора. В области музыкальной формы мы также вряд ли встретим кардинальное новаторство. В целом же, Пол Ромеро и сам признаётся, что в некоторых фрагментах возникают аллюзии на творчество, например, Баха или Рахманинова, что создаётся посредством использования схожих приёмов, а местами – почти цитирования.

    Тем не менее, музыка Пола Ромеро не лишена своего очарования. Она приятна на слух, понятна, доступна для понимания широким кругам слушателей. Об этом свидетельствует немалое число поклонников, буквально заполонивших зал дома культуры «Энергия», где 16 сентября друг за другом прошли два концерта, а затем состоялась автограф-сессия.

    Читателям, незнакомым с этой формой поясню, что она представляет собой неформальное общение каждого желающего слушателя с гостем – виновником торжества. В рамках авторграф-сессии слушатели общались с Ромеро в вестибюле дома Культуры.

    На ней нам удалось пообщаться с одним из слушателей. На наши вопросы отвечает Роман С.

    - Добрый вечер, Роман! Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от концерта?

    Роман С.: Концерт произвёл неизгладимое впечатление! Слышать знакомую музыку в живом исполнении самого композитора – необыкновенно. Вообще говоря, я, возможно, не лучший респондент, поскольку не имею никакого музыкального образования и никогда не играл на музыкальных инструментах. Хотя с другой стороны, возможно, это к лучшему, ведь именно на таком простом человеке и можно проверить, удалось ли композитору быть понятым разному слушателю.

    - Вы совершенно правы! Скажите, чем Вас привлекает творчество Пола Ромеро?

    Роман С.: Хороший вопрос (улыбается). Думаю, что большую роль здесь играют юношеские воспоминания о временах, когда с друзьями мы могли долго спорить о стратегии развития или тактике сражения (вся серия игр «Герои меча и магии», для которой Пол Ромеро написал музыку, относится к жанру пошаговых стратегий), общаться и, конечно, наслаждаться этой музыкой, которая с тех пор нам всем очень полюбилась. В то же время хочу отметить, что мне сложно судить о музыкальных композициях в отдельности от самой игры, от визуальных образов, которые созданы посредством компьютерной графики (пусть и изначально двумерной с малым разрешением) и сюжета игры, ведь всё это дополнялось богатой фантазией играющего, которая формировала общее впечатление. Я считаю, что Пол Ромеро прекрасно справился с задачей создания музыкального сопровождения к «картинке на экране»; если на экране появлялся город варваров, то фоновая музыка была быстрая, ритмичная, характеризуя кочевнический образ жизни варваров, если это город рыцарей, то слышалась строгость, дисциплина и порядок, если это музыкальное сопровождение сражения – слышны ритмы, будто это боевые барабаны.

    - То есть, вы уже давно знакомы с этой музыкой?

    Роман С.: С музыкой – да, а самим композитором впервые заинтересовался около пяти лет назад.

    - Некоторые произведения прозвучали в сегодняшнем концерте в ином, чем изначально задумывал композитор, исполнительском составе. На ваш взгляд, исполнение музыки в переложении не исказило первоначального смысла сочинений?

    Роман С.: Безусловно, было очень интересно услышать знакомые произведения в необычном варианте, тем более – в исполнении человека, который их написал. Что касается смысла, то, боюсь, тут срабатывает «синдром утёнка» – композиции, услышанные впервые в оркестровом варианте, воспринимаются каноничными. Во многом это связано с тем, что оркестровая музыка звучит более насыщенно и тембр каждого инструмента «дорисовывает» в воображении определённые образы. Но в целом – концерт был на высоте. Все композиции узнавались публикой с первых звуков, что ощущалось по реакции зала.

    - Благодарю за интересную беседу!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки