Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Органу Новосибирской консерватории - 50!" №4 (41), Октябрь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Наши гости

    «Рахманиновское трио»: о мастер-классе и не только…

    Гуляева Екатерина

    студентка IV курса ТКФ

     


    Фортепианное трио имени С.В. Рахманинова существует уже двадцать три года. В их географическом портфолио такие страны, как Россия, Австрия, Франция, Германия и мн. др. В сентябре 2018 года трио прибыло в Новосибирскую консерваторию в составе: Клаудио Монтафиа, Виктор Ямпольский и Наталья Савинова. В рамках творческого проекта «Музыка без границ» трое мастеров мирового исполнительского искусства подарили студентам НГК имени М. И. Глинки уникальные мастер-классы. Профессор Клаудио Монтафиа давал ценные советы молодым флейтистам, профессор Виктор Ямпольский – пианистам, а Наталья Савинова – виолончелистам.

    Нам удалось побывать на мастер-классе Виктора Исааковича Ямпольского, заслуженного артиста РФ, профессора. Участниками стали студенты фортепианного факультета разных курсов: Степан Бадажков (II курс), Анастасия Шевцова (IV курс) и Всеволод Вагнер (V курс). Посещение мастер-классов известных исполнителей – всегда волнующий и радостный момент для молодых исполнителей и их педагогов. Это возможность услышать свежие комментарии по поводу своей игры, получить ценный совет, узнать новые приемы исполнения, по-новому взглянуть на свой исполнительский стиль.

    Значимость мастер-класса оценивает Анастасия Шевцова: «Я не в первый раз принимаю участие в мастер-классах Виктора Исааковича. Прошлый год был первым, этот – уже второй. Могу сказать, что он — демократичный педагог. Сначала он слушает нас, а потом, опираясь на свой опыт, показывает собственный вариант исполнения, кстати, далекий от академического. Виктор Исаакович – пианист-интерпретатор. Например, благодаря ему я совершенно по-новому взглянула на Моцарта. Я играла сонату D-dur №9, первую часть. Моцарт стал для меня более театральным, более живым, хотя в консерватории нас всегда учат исполнять классиков более академично».

    - Было заметно, что Виктор Исаакович предлагал очень много сравнений с инструментами симфонического оркестра, то есть, фактически рекомендовал исполнителю представлять оркестровый вариант этого фортепианного произведения. Я спросила Анастасию, с чем это связано, и что это дает?

    -«Оркестровое слышание произведения дает музыканту очень многое. Представить себе в исполнении валторн «золотой ход валторн», а потом попытаться также наполнено и просторно его исполнить на фортепиано — это очень ценно для пианиста. Ведь фортепиано включает в свой диапазон весь оркестр. И настоящий пианист должен уметь сыграть по сути оркестровую музыку, а по факту фортепианную, как целый оркестр, со всеми нюансами. Я думаю, причиной такого внимания к оркестральности является собственный опыт профессора Ямпольского. Знаю, что он исполнял много камерной музыки, играл в ансамбле с разными инструментами, а значит, имел возможность изучить их ресурсы, что называется, в ближайшем рассмотрении. Например, я знаю, что участники трио записывали 20-30 дисков в год».

    - Сам стиль общения Виктора Исаковича, как мне кажется, очень необычен. Свободный, демократичный. Он словно бы общается не со студентом, а со старым другом, но при этом дает ценные комментарии. Тебе близок такой стиль общения педагога и студента?

    - «Я бы даже сказала, что его стиль общения со студентами несколько эстрадный. С ним очень легко установить контакт в общении. Но мне всё же ближе академический стиль общения педагога и студента, когда существует грань «мастер – ученик». Но, я думаю, что его стиль имеет место быть со взрослыми пианистами, выпускниками, педагогами, которые сами уже являются специалистами и воспримут Виктора Исааковича как хорошего наставника и мастера своего дела. Студентам чаще нужен более строгий подход, который в жизни именуется академическим»

    Студент II курса, Степан Бадажков, дает свой взгляд на стиль общения и подачи информации Виктором Исааковичем Ямпольским: «Я не первый раз встречаю такой тип педагогов. Вообще считаю, что образ педагога может быть как академическим, так и очень демократичным. Педагоги последнего типа могут быстрее наладить контакт со студентами, оказаться с ними на «одной волне», что в наше время очень необходимо».

    - Виктор Исаакович определенно рекомендует неакадемическую трактовку классических произведений. В твоем случае имеются в виду первые части четвертой и одиннадцатой сонат Л. В. Бетховена. Это выражается во взглядах профессора, к примеру, на штрихи, которые должны исполняться не рафинированно, вычурно, а наоборот более резко, реалистично, правдоподобно. Или его рекомендация играть абсолютно без педали. Возможна ли такая интерпретация студентами? Или это уже преимущество концертирующих пианистов, «свободных художников»?

    - «Я считаю, что «база» должна быть сформирована у любого студента. Академическим исполнением должны овладеть все. Пока этого не произойдет, нет смысла двигаться к более сложной ступени — интерпретации. Просто кто-то овладевает этим быстрее и может двигаться дальше – к более свободному прочтению, к собственному видению произведения. А кто-то должен долго и упорно добиваться качественного академического исполнения»

    14 сентября состоялся концерт «Рахманиновского трио» и его участники представили слушателям программу, охватывающую разные эпохи музыкальной истории. Прозвучали камерные произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, К. М. Вебера, отрывки из опер и вокальных сочинений Г. Доницетти, В. Беллини. После концерта своими впечатлениями о «Рахманиновском трио» и о мастер-классе профессора В.И. Ямпольского поделились профессора кафедры специального фортепиано НГК имени М. И. Глинки Тамара Игнатьевна Игноян и Лариса Владимировна Смешко.

    На вопрос «как Вы оцениваете пользу данного мастер-класса для наших студентов-пианистов?» отвечает Тамара Игнатьевна Игноян: «Когда концертирующий пианист с таким огромным опытом игры с разными составами инструментов, широким репертуаром дает рекомендации студентам, это можно расценивать как бесценные указания. Ведь он не просто педагог, который, практикует студентов из года в год на протяжении многих лет, но человек, который с удовольствием делится своими впечатлениями о музыке. У него за плечами два факультета Московской консерватории – фортепианный и композиторский. Ямпольский с молодости играл современную музыку в большом количестве. Его рекомендации носят даже не столько педагогический характер, сколько исполнительский, художественный. Он помогает студентам по-новому услышать музыку, которая им уже знакома».

    Ранее мы получили ответ от участника мастер-класса Степана Бадажкова относительно возможности отхода от академической интерпретации классических произведений в пользу современной. Тот же вопрос мы задали Тамаре Игнатьевне. Вот, что она говорит по этому поводу: «Наших студентов воспитывают в традициях русской фортепианной школы. Но они всегда должны воспринимать то новое, что им предлагают. Ведь недаром наши студенты каждый год проходят мастер-классы самых разных музыкантов, как например, Дмитрия Башкирова, Константина Лифшица. Все они помогают по-новому посмотреть на исполнение уже знакомых произведений».

    - Как вы думаете, с чем связано оркестровое мышление Виктора Исааковича?

    - «С его композиторской деятельностью, разумеется. Он сам — композитор. Для него оркестральность мышления другого композитора очень важна. Она позволяет фортепианному произведению звучать разнообразно, интересно».

    - С позицией Виктора Исааковича в ансамбле Вы полностью согласны? Подразумевается баланс инструментов, делегирование полномочий между инструментами, ведущими мелодию и аккомпанирующими.

    - «Сегодня звучат трио, а там пианист — изначально несущее звено. И Виктор Исаакович очень хорошо управляет этим ансамблем. У него есть способность лепить форму, не давать возможности ей разрушаться. Он — великолепный ансамблист. Филигранность игры профессора Ямпольского — его драгоценное свойство, показатель его мастерства. Ритмически он играет очень интересно: его ритм живой, а вслед за ним и интонация. Виктор Исаакович словно бы устраивает театральное представление на сцене. Он – артист в музыке. И нашим студентам он предлагал в большинстве своем заниматься именно «оживлением» нотного текста».

    На мастер-классе много раз профессор Ямпольский советовал студентам использовать меньше педали вплоть до полного исключения её из игры. Свой взгляд на этот вопрос высказала Лариса Владимировна Смешко.

    «Я считаю, что вообще любой исполнитель имеет право на свой взгляд относительно педализации. Кто-то играет более прозрачно, кто-то по-другому. Я – не сторонник совсем беспедальной игры. Одно дело – Бах, чьи произведения вообще создавались для инструмента, не предполагающего педаль. Гайдн всё же предполагает некоторую педализацию. Но у Виктора Исааковича звучит всё очень прозрачно, ясно, сбалансировано. Ведь есть же еще момент акустики. В этом зале его беспедальная игра оказалась очень уместной. Пространство небольшое, звук не расплывается. Но, как я считаю, он принципиально использует педаль крайне ограниченно. Это аутентичная манера, которая очень популярна в Европе и Виктор Исаакович в этой среде постоянно вращается. Ему это очень близко».

    Итак, мастер-классы и концерт «Рахманиновского трио» в Новосибирской консерватории завершились. Много полезных советов получили участники мастер-классов, немало интересных мыслей и актуальных проблем исполнительства теперь будут волновать их на протяжении года. А мы «переворачиваем страницу» этого фестиваля, оставляем о нем приятные воспоминания и ждем следующего.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки