Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Органу Новосибирской консерватории - 50!" №4 (41), Октябрь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Юбилей органа

    Юбилей органа. Концерт второй

    Спицына Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    Начало концертного сезона 2018 – 2019 года Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки отмечено чередой особых юбилейных концертов. И, как бы ни было удивительно, но виновником торжества является не человек, а музыкальный инструмент. Своё пятидесятилетие празднует любимец публики, не уступающий по силе звучания симфоническому оркестру, символ эпохи Барокко орган фирмы «Зауэр», который был установлен в Новосибирской консерватории в 1958 году.

    Второй из концертов, приуроченных к торжеству органа, состоялся 21 сентября и носил название «Бах и мир Барокко». Публике было предложено погрузиться в необыкновенную атмосферу западноевропейского Барокко, охватывающего, как известно, вторую половину XVII века. Барочные концерты, а также другие сочинения той далёкой эпохи прозвучали в неповторимом исполнении лауреата международных конкурсов, доцента Московской консерватории Алексея Шмитова.

    Концерт проходил в два отделения. Первое объединило в себе барочные концерты итальянских и немецких авторов эпохи Барокко, во втором слушателям были представлены сочинения известного самым широким кругам слушателей великого И. С. Баха. Избегая подробных и длительных описаний каждого из номеров, что может сделать статью весьма однообразной, в своём репортаже я остановлюсь на наиболее ярких моментах вечера.

    Искренне и тепло улыбаясь публике, на сцену вышел Алексей Шмитов. Зал встретил исполнителя бурными аплодисментами, а затем затих в ожидании. Наконец, полились звуки первого сочинения – им стал концерт F-dur А. Марчелло – Й. Г. Вальтера. Исполнение отличалось прекрасным балансом между внешней выразительностью и сдержанностью, сосредоточенностью, что так необходимо для музыки эпохи Барокко. Сам исполнительский стиль Алексея Шмитова отмечен особой лёгкостью, благодаря чему сложное по концепции музыкальное сочинение предстаёт вполне доступным широкому кругу слушателей. Динамика в первых сочинениях, как правило, не выходила за рамки более-менее тихого, спокойного звучания, однако в руках маэстро отчётливо ощущались сила и уверенность. Первое отделение завершил концерт d-moll А. Вивальди – И. С. Баха. Слушателям особенно по душе пришлась III часть произведения – фуга, оживленный характер которой внёс в концертную программу контраст, а также позволил раскрыться разным сторонам темперамента исполнителя.

    Напомню, что второе отделение состояло исключительно из произведений И. С. Баха. Среди них стоит отметить два сочинения, которые произвели на публику наибольшее впечатление: это Пять хоральных прелюдий и Фуга Es-dur, венчающая финал вечера. Особенно ярко прозвучала третья из Пяти хоральных прелюдий. Внимательное и чуткое отношение органиста к каждому голосу, составляющему музыкальную ткань, на мой взгляд, ощущалось абсолютно всеми слушателями. Наконец, Фуга Es-dur явилась яркой точкой концерта. Она словно суммировала в себе все события вечера. Задействовав самые крайние звуки регистров органа, она как бы ещё раз напомнила слушателю об огромных возможностях этого музыкального инструмента. Мажорное наклонение сочинения создало у публики позитивное настроение: фуга будто заключала в себе призыв к последующим встречам на таких замечательных органных вечерах.

    Несмотря на общее положительное впечатление от концерта, всё же предложу несколько мыслей, которые могли бы, на мой взгляд, сделать подобные музыкальные вечера более яркими.

    Всем известно, что нормы культурного поведения предписывают, приходя на концерт, спектакль, лекцию, отключать звук у мобильных телефонов. Но между тем звонки во время исполнения музыкального произведения уже давно стали «классикой». То же самое можно сказать о периодически (не раз и не два, что можно было бы принять за случайность, а именно периодически!) раздающемся кашле во время звучания сочинения. Напрашивается весьма грустный вывод: часть публики постепенно утрачивает способность трепетного отношения к Прекрасному, исчезает всякий страх спугнуть те тонкие и незримые связи, которые на протяжении концерта возникают между публикой и исполнителем, исполнителем и музыкальным произведением. Чтобы обеспечить культуру восприятия, каждый из нас должен начинать с себя – других вариантов нет.

    Второй мой комментарий будет касаться концертной программы. Сама задумка вечера органной музыки – прекрасна. Но широким кругом слушателей большой сольный концерт в два отделения был воспринят с трудом. Далеко не все в зале были готовы длительное время находиться в музыкальном пространстве, предназначенном для размышления, глубоких мыслей, философствования, а не только для наслаждения звуками. Здесь видятся два выхода – либо разнообразить программу наиболее известными сочинениями, которые легко узнаваемы и всегда с радостью воспринимаются всеми слушателями, либо всё же, помимо органа, включать в концерты и другой инструментарий или вокал (что, как правило, практикуют органисты Новосибирской консерватории!).

    При этом, большая часть публики осталась довольна концертом, возможностью услышать горячо любимый ими орган, достойно отметивший свой пятидесятилетний юбилей. Одна из слушательниц, пришедшая на мероприятие с дочерью-подростком, рассказала, что вечер органной музыки им очень понравился и что они долго ждали именно этот концерт. На вопрос: «При наличии возможности, посетили бы Вы подобный концерт ещё раз?», - слушательница утвердительно ответила: «Да, и с большим удовольствием!».

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки