Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу 50-летнему юбилею консерватории №1 (1), Март 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

      Седьмой Международный фестиваль скрипичной музыки

      Первая Международная конференция «Баян. Современность. Джаз»

      Конкурсы: итоги, перспективы

      Встречаем выпускников: Вокальный Факультет

      Весёлая страница


    Поиск по сайту

     
     
    БАЯН. СОВРЕМЕННОСТЬ. ДЖАЗ И ВЛАСОВ

      Баян и Власов – вещи одного порядка, Современность и Власов – вещи неразделимые, Джаз и Власов – вещи если и не родственные, то очень близкие.

      Что такое авторский концерт?.. Это триумф одного среди огромного зала разделяющей его радость публики. Так было и в этот раз – 17 февраля 2006 г.

      С самого начала юбилейного для Новосибирской консерватории года одно за другим следуют интересные события в разных сферах деятельности. Это и конкурсы, и конференции, и встречи выпускников. Каждый факультет организует запланированные мероприятия по-своему. Так, кафедра народных инструментов в рамках конференции «Баян. Современность. Джаз» представила публике три концерта. Один из них – второй по счету – состоял из произведений специально приглашенного в Новосибирск кафедрой народных инструментов в лице профессора А.В. Крупина украинского композитора Виктора Петровича Власова .

      Вопрос «Почему именно его?» так и остался открытым. Но, зная концертную жизнь города, можно с уверенностью сказать, что Власов-исполнитель – не самый частый гость среди современных композиторов-баянистов. К тому же, сам автор многочисленных произведений если и выходил во время описываемого концерта на сцену, то только ради того, чтобы объятиями поблагодарить понравившегося исполнителя. Баян в руки он так и не взял, хотя все, присутствующие в зале, возможно, в тайне этого ожидали.

      Кстати, публика, практически до отказа заполнившая партер и балкон Большого Зала консерватории, очень тепло и искренне принимала гостя. Дружными аплодисментами награждались не только частые благодарственные поклоны композитора, но и самые яркие и знакомые обороты звучащих произведений. Как, например, джазовое соло балалайки-бас в исполнении Ю. Щелчкова в ансамбле с В.Мурзой.

    Джазовое соло балалайки-бас в исполнении Ю. 
		  Щелчкова в ансамбле с В.Мурзой.

      Необходимо отметить, что программа концерта полностью соответствовала разнородной аудитории. И многочисленные гости из сибирских регионов – педагоги, профессора, студенты училищ и консерватории, и просто любители баянной музыки, – все смогли услышать что-то, адресованное именно к ним. Наиболее серьезными, концептуальными замыслами и средствами их воплощения отличались квинтет «In Finito» для струнного квартета и баяна в исполнении ансамбля НГК и М. Конарева , «Концертный триптих», озвученный О. Зверевым , студентом 2 курса НГК (класс пр. профессора Г.П. Чернички) и «5 взглядов на страну Гулаг».

      Последнее произведение сыграл неоднократно названный ведущим (Б.В.Робинсоном) «знаменитым виртуозом» Владимир Мурза. Этот музыкант является земляком В. Власова, и ему посвящены многие сочинения композитора. Возможно поэтому звуки баяна В. Мурзы наиболее точно продемонстрировали композиторское дарование гостя конференции. Именно его выступление, занявшее почти треть всего концерта, было не только виртуозно, но и очень осмысленно музыкально. Его чувствование музыки передалось слушателям, заворожено внимавшим звучавшим произведениям. Так слушали «Созвездие Центавры», «Импровизацию и токкату».

     

      Однако его дуэт со студентом консерватории сменил жанровую направленность репертуара концерта, завершившегося легкими джазовыми пьесами-картинками. Профессора и педагоги были восхищены беглостью пальцев, музыканты-любители – нехитрыми гармоническими ходами в произведениях. А утомленному критику (концерт продолжался 2,5 часа!) эти пьесы показались вариациями на все ту же тему, что и во многих предшествующих произведениях Власова. И действительно, «Компаньярос», «Basso Ostinato», «Когда уходят друзья», «Звуки джаза» в исполнении приплясывающего на сцене аккордеониста В. Никулина вполне могли притомить слух требовательного музыканта-слушателя. Судя по всему, такие работы композитора и составляют его основной багаж.

      Дабы не опускаться в «глубины критики», скажем, что оригинальные решения все же не чужды В.Власову. Это подтвердило исполнение студентом 2 курса НГК А. Рубиным (класс пр. профессора А.В. Крупина) пьесы «Телефонный разговор». Актерское дарование воспитанника консерватории зримо представило небольшой театральный номер, в котором баян озвучил и трель телефонного звонка и речь собеседника исполнителя, доносящуюся из «трубки». В результате незамедлительный комментарий автора о программе этого произведения оказался практически неуместным, о чем высказался и конферансье, оценивший профессиональный уровень публики и яркость, доступность, понятность самих музыкальных образов.

      И еще одна деталь. Мнение исполнителей о произведениях В. Власова, в целом отразилось в таких высказываниях, как: «Музыка играется, она доступна, понятна», «Используемый широкий спектр современных приемов игры позволяет продемонстрировать свое мастерство», «Исполнитель-виртуоз может смело обращаться к произведениям Власова» и т.п.

    Студент НГК им. М.И. Глинки А. 
	  Суняйкин, В. Власов, В. Мурза

    Студент НГК им. М.И. Глинки А. Суняйкин, В. Власов, В. Мурза

      Безусловно хорошо, что репертуар современного баяниста расширяется. Несмотря на то, что многие исполнители выучили приглянувшиеся им произведения В.П.: Власова специально к творческому вечеру, сам факт обращения к его творчеству говорит о том, что украинский композитор знаком современному музыканту и значим для современной культуры.

      Его БАЯН звучит СОВРЕМЕННО, его ДЖАЗ любят все.

     Элеонора Байгудина,
    Студентка IV к. ТКФ НГК

    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн Андрей Шингарев