Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу 50-летнему юбилею консерватории №1 (1), Март 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

      Седьмой Международный фестиваль скрипичной музыки

      Первая Международная конференция «Баян. Современность. Джаз»

      Конкурсы: итоги, перспективы

      Встречаем выпускников: Вокальный Факультет

      Весёлая страница


    Поиск по сайту

     
     
    «Баян XXI века» – создан ли он?
    «Баян XXI века» – создан ли он?

      Одним из главных событий первой Международной научно-практической конференции «Баян. Современность. Джаз», прошедшей в Новосибирске 16-18 февраля, стала выставка-презентация экспериментальных моделей баянов под названием «БАЯН XXI века».

      Баян - инструмент сравнительно молодой, и поле деятельности для изобретателей новых моделей еще очень широко, поскольку исчерпаны далеко не все выразительные и технические возможности инструмента. Современный многотембровый концертный баян («Юпитер», «Мир» и др.) при всех своих достоинствах все же имеет некоторые недостатки, например, один мех не дает возможности динамически дифференцировать голоса в партиях правой и левой рук. Сама идея создания инструмента, который бы разрешил эту проблему, давно витала в умах баянистов-исполнителей. В частности, еще в 1990 году студент НГК им. М.И. Глинки Александр Мосолов (класс профессора А.В. Крупина) в рамках своего реферата предложил макет нового инструмента, доказав принципиальную возможность его создания.

      А несколько лет назад московский баянист, лауреат конкурса композиторов Карелии И.А. Жильцов обратился к директору фабрики «Акко» заслуженному артисту России В.В. Авралеву с предложением о создании нового инструмента. Не пытаясь соревноваться с современными моделями концертных баянов, И. Жильцов избрал кардинально новый путь. Пять лет продолжалась напряженная работа, и, наконец, экспериментальная модель получила жизнь.

    Игорь Жильцов демонстрирует новый баян фирмы «Акко» фото В. Полякова

    Игорь Жильцов демонстрирует новый баян фирмы «Акко» фото В. Полякова

       По словам Е.П. Пальчикова , заместителя директора фабрики «Акко», «мысль о создании более совершенного инструмента оказалась нам очень близкой – это главное, к чему мы стремимся. Наши идеи реализуются по пути поисков звучания инструмента. Поэтому, в первую очередь, развивается тембровое направление. Я особенно это подчеркиваю, потому что часто происходит спор, какой должен быть звук – как у «Юпитера» или как у других моделей – нет, мы ищем свой взгляд, и уже нашли собственное направление, в котором и работаем».

    Выставка-презентация новых баянов фирмы «Акко»

    Выставка-презентация новых баянов фирмы «Акко» фото В. Полякова

     

      Сама по себе любая модель фабрики «Акко» уникальна, т.к. все изготавливается по заказу конкретного исполнителя – индивидуальным может быть количество регистров, диапазон инструмента и т.д. Причем, особенностью производства является замкнутый цикл, т.е. все (от изготовления корпуса до чехла и выпуска инструмента исполнителю – все до «винтиков») изготавливается на самой фабрике**.

      Главная конструктивная особенность новейшей модели баяна (помимо уменьшения веса инструмента) – это наличие двух меховых камер, разделенных посередине планкой. Ведение мехами осуществляется с помощью двух рабочих ремней, соответственно, правого и левого.

      Профессионалы приняли инструмент с осторожностью. По мнению лауреата всероссийских и международных конкурсов, доцента НГК им. М.И. Глинки А.Н. Романова , «несомненное достоинство этой новинки заключается в возможности выделения любого голоса, что дает новые звуковыразительные краски. Только на баяне этой модели можно играть, например, слева тремоло, а справа вести мелодию. Однако на этом его преимущества и заканчиваются. Так, наличие второго ремня усложняет технику, закрепощает двигательные возможности правой руки. В отличие от современных моделей, этот инструмент не многотембровый, что значительно уменьшает его выразительные возможности, возвращает к первоначальным моделям баянов, простым по конструкции. А ведь все развитие инструмента шло долгие годы по пути обогащения тембров, достижения почти оркестрового звучания».

      Некоторые исполнители-профессионалы надеются, что новый инструмент – это лишь первый шаг к созданию многотембровой модели подобного баяна. А, по мнению лауреата международных конкурсов, аспиранта НГК им. М.И. Глинки М. Конарева , «данная модель инструмента не должна развиваться по пути увеличения тембров. Современный концертный баян совершенствуется за счет усложнения конструктивных особенностей, увеличения количества тембров, рядов и многих других технических элементов, но не развиваются природные свойства инструмента. В данном случае все конструктивные изменения являются не самоцелью, а средством для изменения и обогащения тембра, для достижения нового звучания - более объемного, округлого и насыщенного (при том, что инструмент всего лишь однотембровый)».

      Мнений много, но ясно одно. Непременно должна появиться методика владения этим инструментом, а, главное, – собственный репертуар. Пока на этом инструменте можно играть только переложения классических и оригинальных баянных сочинений (которые предстоит делать самим исполнителям).

      Новый век только начинается, и, по словам самого Е.П. Пальчикова, «баян XXI века еще не создан. Это не тот инструмент, на котором играл на презентации Игорь Жильцов. На мой взгляд, «Баян XXI века» – это инструмент, который должен совершенствоваться в течение всего столетия. А то, что мы делаем сегодня, может приблизить появление того самого «Баяна XXI века», когда не надо будет ничего прибавлять и убавлять».

    Светлана Звягина,
    Аспирантка НГК им. М.И. Глинки

     

    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн Андрей Шингарев