Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Региональный центр музыкальной науки" №3 (16), Июль 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_16/?page=search

     
    Своя тема в науке

    Антоненко Я.

    "Мои дети" (о творчестве Давида Кривицкого)

    Антоненко Яна

    студентка IV курса ТКФ

     


    С музыкой Давида Кривицкого меня познакомила и подвигла на написание дипломной работы мой научный руководитель – доктор иск., профессор кафедры теории музыки Светлана Сергеевна Гончаренко. Соприкоснувшись с совершенно незнакомым мне пластом современной музыкальной культуры, представленной творчеством московского композитора, я сразу же заинтересовалась этой совершенно неординарной и безусловно заслуживающей пристального внимания творческой личностью.

    Композитор Давид Исаакович Кривицкий – одна из ярких фигур в российской музыке второй половины XX столетия. Его грандиозное творческое наследие, включающее более двух тысяч произведений, охватывает практически все существующие жанры музыкального искусства. Необычайная плодовитость, активная творческая деятельность композитора свидетельствуют о полнейшей сосредоточенности автора на своих сочинениях, глубокой погружённости в творческие замыслы и идеи.

    Каждое его произведение – особый мир, обладающий ярко характерным образным строем, своим неповторимым, индивидуальным звучанием, отличающим его от других сочинений. Сам композитор трепетно называл их «Мои дети».

    На протяжении всего своего творческого пути композитор пристальное внимание уделял сфере инструментальной музыки. Его перу принадлежат сочинения, предназначенные практически для каждого музыкального инструмента. Благодаря неугасаемому интересу к данной области музыкального искусства, в поле его зрения оказались самые разнообразные инструментальные жанры: симфония, концерт, камерные ансамбли, отдельные пьесы и многие другие.

    Ведущим же жанром его инструментального творчества стала соната. Жанр сонаты композитор трактует с большим разнообразием, как в отношении композиционной схемы и тематической организации, так и в плане функциональной значимости, предназначения каждого произведения. С именем Кривицкого связано одно из значительных достижений в области инструментальной музыки. Впервые в истории мировой музыкальной культуры им были написаны уникальные циклы сольных сонат без сопровождения: 6 сонат для альта, 6 сонат для флейты, 6 сонат для гобоя, 6 сонат для семейства тромбонов, 6 сонат для семейства кларнетов, 3 сонаты для балалайки прима-соло и многие другие. При этом в свете неоклассицистских тенденций необходимо отметить, что при всей оригинальности и необычности замыслов композитора в них явно прослеживается ориентация на нетленный эталон модели данного жанра, установленного И.С. Бахом в его гениальных шести сонатах и партитах для скрипки-соло, а также подобные опусы Корелли (циклы церковных и камерных трио-сонат op.2, 3, 4, 5 и т.д.) и Генделя (сонаты для скрипки, гобоя, флейты).

    Обращает на себя внимание широкий спектр инструментальных тембров, к которым обращается Кривицкий. Не один инструмент не остаётся без внимания композитора, в связи с чем следует подчеркнуть стремление его выявить определённую специфику, технические и выразительные возможности, тончайшие нюансы каждого музыкального тембра. Необходимо отметить тенденцию Кривицкого к циклизации, внутреннему объединению сонатных опусов, благодаря чему серия пьес для одного инструмента становится цельным и гармоничным сочинением, подчинённым единому музыкальному замыслу и целенаправленной драматургической логике развития. Эта черта характеризует композитора, как зрелого мастера, органично сочетающего в своём творчестве непосредственное вдохновение, импульсивный, интуитивный порыв с конструктивной взвешенностью творческих решений.

    К жанру сонаты композитор обращался на протяжении всего своего творческого пути. Подобные опусы написаны им практически для каждого музыкального инструмента. Соната стала для него концентрацией идейно-художественных, концептуально-философских аспектов, наиболее ярко иллюстрирующих творческие установки и мировоззренческие позиции.

    Интерес к фортепианной сонате у Кривицкого проявляется на всех этапах творчества. Следовательно, этот жанр приобретает значение сквозной линии, представляющей особенности стиля и процесс творческой эволюции композитора.

    В связи с данной темой встаёт проблема судеб сонаты и фортепиано на современном этапе. Является ли обращение к жанру фортепианной сонаты анахронизмом, некой условностью, приверженностью традициям прошлого, знаком некой консервативной установки или же, напротив, доказывает его жизнеспособность и актуальность.

    В своей работе я пришла к выводу о том, что пережив всевозможные модификации в музыке предшествующих веков, соната сохраняет свою значимость и в наше время, несмотря на, казалось бы, полностью исчерпанные ресурсы и возможности. Жанр получает новую жизнь в произведениях композиторов второй половины XX века, являясь для них центральным и важнейшим в плане творческой реализации художественных замыслов и главного стилевого показателя. Прежде всего, это – Д. Кривицкий, Б. Тищенко (10 сонат), Дмитрий Толстой (1923-2003 гг., автор 30 сонат). Становясь ведущим жанром их творчества, соната для них – своеобразная летопись духовной жизни, форма, позволяющая во всей полноте и глубине воплотить философское содержание, выразить значительные художественные идеи имманентно инструментальными средствами.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки