Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Региональный центр музыкальной науки" №3 (16), Июль 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_16/?page=search

     
    Своя тема в науке

    Безоков Я.

    "Несколько слов о месте светомузыки в современном музыковедении"

    Безоков Ярослав

    студент IV курса ТКФ

     


    Из всех предметов, среди которых протекало моё детство, одним из самых замечательных была светомузыкальная установка. Столб из прозрачного стекла был способен наполнить комнату удивительными яркими всполохами: красными, синими, зелёными. Зрелище это никогда мне не приедалось, главным образом потому, что было весьма редким.

    То ли из-за технической сложности, то ли просто из вредности установка периодически ломалась. Мои родственники её чинили, она работала неделю или чуть больше и снова ломалась. После нескольких лет упорной борьбы её поставили далеко на шкаф и больше не трогали.

    Возможно, что именно эти впечатления далёкого детства подспудно оказали на меня влияние при выборе темы итоговой работы.

    Однако мало выбрать подходящую тему. Надо ещё найти преподавателя, который согласился бы ею руководить. И оказалось, что светомузыка для меня – студента Новосибирской консерватории, осталась почти такой же не доступной, как и много лет назад.

    После того, как некоторые профессора консерватории доверительно сообщили мне, что проблемы светомузыки им, мягко говоря, до лампочки, я не на шутку встревожился. Но мне всё же удалось найти среди преподавателей человека, столь же увлечённого, как и я – профессора кафедры компьютеризации Александра Павловича Ментюкова.

    Однако, несмотря на его горячую поддержку, написание работы стало совсем непростым делом.

    С самого начала мы оказались подвешенными между двумя кафедрами: кафедрой компьютеризации, по тематике которой фактически и писалась работа, и кафедрой теории музыки, на которой её формально приходилось защищать. Это наложило свою специфику и сделало регулярные отчёты на кафедре о проделанной работе особенно волнующими и оживлёнными.

    И всё же, несмотря на то, что тему моей работы неоднократно пытались скорректировать в пользу какого-нибудь уже привычного направления в музыкальной науке, я, во многом благодаря моему руководителю, смог остаться в выбранной мною области.

    Сейчас мне совершенно ясно, что светомузыка – это совершенно особая область музыковедения. Безусловно, у неё есть своя теория, история, эстетика и педагогический потенциал, однако существенный отпечаток на неё накладывает то, что светомузыка связана с воздействием на подсознание.

    Какой бы её грани не коснулся исследователь, он непременно столкнётся с удивительными явлениями, обусловленными особенностями нашего восприятия.

    Проекционная технология даёт возможность экспериментировать с пространством и, в совокупности с музыкальным рядом, создаёт у слушателей ощущение взлётов и падений…

    Лазерная технология позволяет получать объёмные изображения и при определённом воздействии даёт гипнотический эффект…

    Светодиоды используются в светомузыкальных фонтанах, а также в ряде необычных аудиовизуальных установок, применяемых, например, в лабораториях сна…

    Медиатехнология раскрывает спектр аудиовизуальных возможностей компьютера…


    Мне всё же хочется верить, что светомузыка когда-нибудь найдёт своё постоянное место в научной деятельности музыкальных вузов и перестанет быть бедной родственницей при разных кафедрах. Ведь не случайно один из отечественных основоположников этого направления в музыкознании Булат Галеев назвал её искусством космического века.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки