Зима в этом году пришла в Новосибирск с большим опозданием, зато сразу показала свой пушистый морозный характер. Город надел красочную иллюминацию и таким же ярким стал Х Международный рождественский фестиваль искусств. Событие уже вошедшее в традицию, но всегда неповторимое по содержанию. На протяжении 26 дней в залах филармонии звучат инструменты и голоса мастеров со всего мира. В Государственном концертном зале имени А. М. Каца проходят, пожалуй, самые выдающиеся выступления.
Именно такой performance потряс всех присутствовавших 13 декабря на первом в России концерте знаменитого скрипача-виртуоза, экспериментатора и юмориста Найджела Кеннеди. Свободнейшая манера, экстравагантная внешность (небольшой ирокез, зелёные кроссовки, футболка Астон Виллы), оригинальность и лёгкость воплощения самых неожиданных идей несколько удивили зрителей. Но поразительное звучание интонаций различных стилистик вызвало единодушное желание стоя аплодировать и восклицать «браво»! Произведения гениального И. С. Баха, великолепного А. Вивальди чудно сочетались с ирландской народной песней и сочинениями самого маэстро. Да, маэстро, ведь он сам дирижировал камерным оркестром Новосибирской филармонии, который превратил за два дня репетиций в свободно импровизирующий «живой» коллектив.
«От барокко до джаза в один миг»: так, пожалуй, можно назвать манеру выступления и идею всей звучавшей программы Н. Кеннеди. Несколько шокирующей, конечно, явилась идея включения в каденции концерта для скрипки с оркестром ля минор Баха, интонаций ирландской мелодии, да ещё и в дуэте с четвёртой из вторых скрипок… Но вскоре публика поняла дальнейший замысел программы Найджела, обратив внимание на его излюбленный приём: солирование почти каждого из оркестрантов – находка, явно перешедшая из джаза и снискавшая овации после каждого соло.
Ещё более сразило мастерство Найджела в исполнении двойных нот в фуге из сонаты Баха для скрипки соло ля минор. Такого интонирования новосибирская публика ещё не слышала или слышала очень давно. Весь зал замирал, затаив дыхание, прислушивался к тончайшему пианиссимо и взрывался рукоплесканием по завершении композиции.
В импровизациях часто звучали редчайшие приёмы флажолетов в неклассическом использовании самого высокого, лиричного и утончённого по тембру струнного смычкового инструмента. Безупречно льющимся из-под пальцев музыканта джазом восторгались тысячи слушателей.
Найджел Кеннеди считает, что музыка должна быть живой и всегда стремится привнести в произведение что-то своё, мастерски воплощая самые оригинальные и непостижимые идеи. Его непосредственность и юмор не раз заставляли зал улыбаться и смеяться. Один из главных принципов, которого придерживается Найджел, это постоянная связь со зрительным залом, обмен эмоциями между всеми участниками вечера.
Феерия выдалась на славу: импровизации, классика и на бис Чардаш Монти с вкраплениями «очей чёрных» и других композиций. Прекрасное завершение воистину рождественской сказки. Вы не находите?
фото www.nigel-kennedy.net
|