Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Фестивали:

    "Российское могущество прирастать будет Сибирью. 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова":

    Шумилина К.

    "Венец творения – Музыка!"

    Шумилина Ксения

    студентка IV курса ТКФ

     


    Гастроли в Кемерово    «Предстоит поездка в Кемерово. 6.15 утра. Ломоносовский проект. Современная музыка – эпоха Ломоносова – Сибирские композиторы… », – об этом думала я, когда ранним утром садилась в одиноко стоящий возле общежития, такой холодный и пока еще чужой автобус… Мне предстояла серьезная задача – осветить очередные гастроли Ломоносовского проекта Новосибирской консерватории: дело, скажу я вам, весьма непростое. До этого мне, к большому стыду, не удалось попасть на первый концерт в НГК, что, между прочим, имело и свою хорошую сторону: все впечатления будут свежими и новыми.

        Постепенно втягиваясь в веселую атмосферу автобуса (все-таки к отъезду все окончательно проснулись и разговорились), я твердо решила впитывать всю информацию, важную и не очень, чтобы поделиться ею с читателями как можно точнее и подробнее… Первым делом спрашиваю оркестрантов – не для интервью, а так, между делом: как настрой? Отвечают скептически – вроде как уже все стало довольно обыденным. Но при упоминании о предстоящих гастролях в Москву – о чудо, оживают! Мы отъезжаем и погружаемся в дрему, досыпаем, досматриваем свои сладкие сны, которые были прерваны ранним пробуждением.

        На первой же остановке в Болотном пытаюсь поймать для разговора Елену Валерьевну Рудзей и задаю ей самый простой, на мой взгляд, вопрос: почему именно Ломоносов? Множество круглых дат можно усмотреть, заглянув в календарь: например, 200-летие со дня рождения Ф. Шопена и другие. «Имя Ломоносова для России так же значительно, как и имя Петра, Екатерины. Первый университет был построен Ломоносовым, и кто знает, сколько бы еще лет прошло, прежде чем наука вышла бы на тот уровень, на который ее вывел этот поистине уникальный человек. Пропустить такую дату было бы большим упущением. Да, он не занимался музыкой, но он развивал культуру России. И как только я узнала, что Ломоносову 300 лет, моментально созрело решение: консерватории непременно нужно создать проект, отдающий дань заслугам ученого. Кроме того, концерт, посвященный человеку широкого кругозора, позволяет общаться с публикой не только узкой музыкальной среды, но и с университетской, что полезно и для престижа консерватории, разумеется», – так ответила мне Елена Валерьевна. В планах инициатора идеи были поездки и в Нижний Новгород, и в Тобольск, и в ряд других сибирских городов, но, как известно, в наше время все решают деньги, а меценатство, к сожалению, нынче не в чести…

        В сторонке стоит Екатерина Предвечнова – исполнительница партии органа, но, как мне известно, в большом зале филармонии города Кемерово органа нет, как же будет исполнительница решать эту проблему? «В Новокузнецке я уже была в такой ситуации, когда нет органа, – говорит пианистка, – и, наверное, сегодня тоже все будет в порядке. В Кемерово мне доводилось выступать на конкурсе пианистов, но конечно тогда было не до города и достопримечательностей. Сегодня, надеюсь, удастся не только порадовать публику своим выступлением, но и погулять и порадоваться самой».

        Следующие два часа поездки пролетели как-то неожиданно быстро для меня, все потому, что Елена Валерьевна Рудзей и сегодня поведала нам сказ о славном граде Кемерово, его не очень длинной истории, богатых и плодородных землях и славном управителе Амане Тулееве. Да добавила еще сказ о нашем родном граде Новосибирске, пригороде его Академгородке, становлении нашей композиторской школы и важности для нашей культуры Д. Д. Шостаковича. Узнала я в это утро множество таких мелочей, из которых, наверное, и складывается облик города: Новосибирск открылся для меня с новых сторон, также как и Кемерово. «Кемерово – город с высокой певческой культурой, здесь есть замечательные коллективы, мастерски владеющие звуком и известные даже за рубежом, сегодня многие в зале придут нас не столько послушать, сколько оценить, так что мы должны отыграть и спеть так, чтобы не оставить никаких сомнений в качестве нашего профессионализма», – таковы были напутственные слова Елены Валерьевны.

        Приехали. Конечно, первым делом оркестранты пулей помчались… правильно, в столовую! Ух, какое это счастье, поесть с дороги и в чистой уютной столовой, какая же радушная, гостеприимная, и очень уютная Кемеровская филармония! «Обязательно напиши, – говорили мне хористы, – как здесь комфортно, какие уютные гримерные нам выделены, и какое замечательное к нам отношение». До репетиции осталось время – и мы дружной компанией отправляемся гулять. Нам светит солнце, но в тоже время не так уж и тепло. Хм, интересно, что так потом будет и с публикой: вся приветливая и внимательная, однако на мои вопросы о проекте отвечать толком никто не стал….

        В коридоре занимается наш тромбонист – студент Ганчулуун Давааням, поступивший в Новосибирскую консерваторию из другой страны – Монголии.

        К. Ш: Интересно, а в Монголии ты когда-нибудь участвовал в подобном проекте?

        Г. Д: «Нет, к сожалению, ничего подобного в своей стране я не видел. Культура у нас развивается – есть филармония, строится консерватория, но выступают в основном хоровые коллективы, и оркестровые. В таком составе и в таком проекте участвую впервые, и это большая честь. К тому же, постепенно я узнаю новое и о России – для меня самого это очень важно».

        Во время репетиции я перемещалась с места на место в зале – чувствовалось, что акустика здесь очень и очень капризна. В одном конце зала не слышно оркестра, в другом – перебивал синтезатор-«орган», в третьем и вовсе пропадал хор. Действительно, нелегко придется музыкантам…

        Пока настраивались оркестранты, мне удалось задать несколько вопросов заместителю Министра культуры Новосибирской области Игорю Николаевичу Решетникову. Нельзя было упустить возможность поговорить с человеком, сделавшим для нашего проекта так много: ну где вы еще увидите чиновника, путешествующего вместе с музыкантами по всем городам, где они выступают?

    Гастроли в Кемерово    К. Ш: Игорь Николаевич, как Вы оцениваете успехи нашего проекта?

        И. Р: «Дело, которое вы делаете для людей – очень и очень важное. Самое главное здесь, конечно же, просветительская сторона. Например, когда мы открывали проект в Новосибирске, в зале были люди науки, но даже многие из них никогда не знали некоторых интересных фактов о жизни Ломоносова, и более того, никогда не слышали той музыки, которая исполняется в проекте. Исполнители имеют возможность ездить, следовательно, просвещать публику и в других городах, сравнивать залы, оттачивать мастерство. Самое главное, что мы знакомим людей с музыкой именно наших сибирских композиторов. Ведь если честно, музыка Мурова, Кравцова, Юкечева, Шибанова исполняется мало, проект восполняет этот пробел».

        К. Ш: Слышали ли Вы отзывы публики в других городах?

        И. Р: «Томичи, с которыми я общался, были просто потрясены, что там говорить, исполнительский уровень консерватории – самый высокий, и в проекте это проявляется во всем: и в мастерском владении звуком хора, и в точности и чистоте оркестрового звучания, в проникновенности и глубине исполнения чтецов. Могу вам сказать, что в Москву проект совершенно точно поедет, и думаю, для москвичей это будет новое открытие Сибири, – ведь здесь живут не менее талантливые музыканты, и не менее профессиональные мастера, чем в столице. Я думаю, что проект был бы интересен и за рубежом, в Европе».

        К. Ш: А шанс поехать в Европу у такого мероприятия есть?

        И. Р.: «Шанс, безусловно, есть. Другое дело – его реализация. Сейчас ведь найти финансирование – очень сложное дело. То, в чем можно было помочь по Сибири – мы помогли. А закон о меценатстве в нашей стране так и не принят…»

        К. Ш.: А как Вы считаете, повернется все-таки наша страна лицом к искусству в скором времени? Ведь у нас в последнее время в приоритетах спорт, а отнюдь не культура?

        И. Р.: «Думаю, повернется. Смотрю даже на своих детей, которые только сейчас, к двадцати годам, приходят к классической музыке, задумываются о ее ценностях. Ведь был огромный промежуток времени, когда никто и не задумывался о подлинной культуре в нашей стране. Всегда, когда я об этом размышляю, вспоминаю интервью с министром культуры Англии, в котором она говорила, что самое важное на ее взгляд – развитие именно академического музыкального искусства».

        К. Ш : Будем надеяться. Спасибо Вам большое!

        Вдохновленная этой беседой – все-таки есть у нас шанс быть понятыми своей страной – лечу в гримерные, где уже полным ходом идет подготовка к концерту. Прохожу мимо приглашенных певцов из камерного хора, и не могу не задать пару вопросов солисту – Александру Соболеву.

    Гастроли в Кемерово    К. Ш.: Александр, Вы уже мастер, солист камерного хора, а здесь приходится работать со студентами. Насколько сильна разница в уровнях?

        А. С.: «Разница есть. Тем не менее, в хоре у студентов еще совсем чистые и ничем не испорченные голоса, у них еще есть огромный резерв к развитию. На данном этапе могу сказать, что хор работает профессионально. В оркестре ребята тоже еще не избалованы профессиональной деятельностью, и относятся к своей работе честно и творчески».

        К. Ш.: Это уже третий выездной концерт, и в каждом городе своя публика, и соответственно, свое исполнение. Как вы оцениваете потенциал проекта?

        А. С.: «Безусловно, в каждом городе проект переливается своими красками. И в этом плюс: ведь мы имеем возможность творить, не заигрывая между тем с основной идеей. Самое главное – не потерять интереса к делу: это чревато и ошибками и расхлябанностью; все время должна быть серьезная мотивация. И сегодня Е. В. Рудзей предупредила нас об этом на репетиции».

        К. Ш.: Если бы Ломоносовскому проекту удалось выехать за границу, изменили бы Вы что-нибудь в его формате?

        А. С.: «Единственное, что бы я добавил – сделал бы бегущую строку, в которой было бы написано что за произведение исполняется. Так как не во всех программках это отражено. Конечно, хочется пожелать удачно завершить гастрольный тур триумфом, а мы приложим к этому все усилия».

        Подходит время концерта – занимаю место в зрительном зале, который, надо сказать, полон. На время концерта совершенно забылось, что я репортер, что почти всех людей на сцене знаю лично, что весь репетиционный процесс только что проходил у меня перед глазами: консерваторские музыканты предстали передо мной совсем в другом обличии, вдохновленные красотой и силой звука, объединенные одной идеей, творящие искусство. На глаза навернулись слезы: даже для меня – музыковеда-теоретика, привыкшей к объективному анализу музыки, все в этот вечер воспринималось по-новому.

        Аплодировали стоя.

        Публика, тем не менее, была разная: и профессиональная, и просто пришедшая в этот вечер в филармонию, поэтому, как на любом концерте, заметила я и скучающие лица… Однако мне показалось, что и они, благодаря нашей программе, немного просветлели… После концерта я тщетно пыталась спросить у кого-либо о впечатлениях: видимо, выражение «нет слов» более всего актуально было именно сейчас.

        Бегу с поздравлениями к исполнителям: уставшие и довольные они неспешно собираются в дорогу. В этом концерте принял участие Артем Чернов – фаготист, экстренно заменивший в концерте Евгения Бадраха. Практически без репетиции он сумел чисто и верно исполнить партию первого фагота: «Мне было легко, ведь Елена Валерьевна работает отлажено и четко, и коллектив уже чувствующий друг друга, поэтому у меня все получилось». Другая реплика: «Это так замечательно, что мы участвуем в проекте, ведь мы только первокурсницы, а уже выезжаем с гастролями!», – рассказывают мне Даша Черкасова и Алена Удод. «Нам удалось погулять и посмотреть город, и выступить! Мы волновались, как и перед каждым выступлением, но довольны концертом», – говорят флейтистки Юля и Наташа.

        Пора домой… Честно говоря, ехать обратно как-то пока и не хочется, ведь впечатления от концерта еще свежи, и совсем жалко отпускать их на волю. Но все когда-то заканчивается…

        Итак, позади Кемерово. Концерт удался. День прожит не зря – много дел сделано. Много впечатлений получено. Ломоносовский проект – действительно очень важное и нужное начинание. Пусть в нашей жизни будет еще много памятных дат, благодаря которым объединяются люди, и несут добро силами искусства, а венцом творений выступает она – Музыка…

        … Так думала я, засыпая в радостном, теплом и совсем уже родном мне автобусе.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки