Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Фестивали:

    "Российское могущество прирастать будет Сибирью. 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова":

    Цветкова Е.

    "Путешествие из Новосибирска в Томск, или записки одного «репортера» "

    Цветкова Екатерина

    студентка IV курса ТКФ

     


        4 марта… Пятница… 7.15… Довольно прохладное утро… Метро. Еще немного сонные люди торопятся на работу, учебу, по делам. Среди этой разнородной массы выделяется группа шумных студентов, заражающих общественность бодростью, активностью и позитивным настроением. Это творческая молодежь – студенты консерватории, которые спешат в НГК, чтобы отправиться в свою первую поездку в рамках проекта «МУЗЫКАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ «РОССИЙСКОЕ МОГУЩЕСТВО ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ» 300 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА».

    Гастроли в Томске    Итак, путешествие в Томск начинается… Возле консерватории нас ожидают два автобуса. В одном из них размещают студентов-дирижеров, а во втором духовиков, ударников и дополнительный хоровой состав. Мне довелось побывать и в одном, и в другом. Насколько же различным окажется их путь до славного города Томска! … Но, начну по порядку. 7.30 - сбор участников концерта, 7.45 – перекличка, 8.00 - мы отправляемся! 4 марта… Пятница… 7.15… Довольно прохладное утро… Метро. Еще немного сонные люди торопятся на работу, учебу, по делам. Среди этой разнородной массы выделяется группа шумных студентов, заражающих общественность бодростью, активностью и позитивным настроением. Это творческая молодежь – студенты консерватории, которые спешат в НГК, чтобы отправиться в свою первую поездку в рамках проекта «МУЗЫКАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ «РОССИЙСКОЕ МОГУЩЕСТВО ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ» 300 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА».

        Я во втором автобусе… Очень холодно, но, пока есть надежда на скорейшее «потепление»… Достаточно громко играет любимая всеми водителями музыка… ароматы сигаретного дыма. Начало впечатляет? Духовики дружно, с долей иронии, подпевают незнакомым мотивам русского шансона, всем очень смешно и от этого немного теплее. Несмотря на столь ранний час, участники проекта бодрствуют, стараясь хоть как-то согреться. Да и возможно ли в принципе спать в таких условиях? На какое-то время мне удалось погрузиться в свои черно-белые сны…

        126 километр… Проснулась в городе под названием Болотное, который основан в 1805 у Сибирского тракта. После двухчасовой мерзлоты это место выглядело курортной зоной для проезжающих мимо машин. Уютное придорожное кафе… Всем тепло и радостно! Я решила выяснить, каково настроение участников проекта. Е. Салтымаков, студент IV курса оркестрового факультета: «настроение хорошее, замечательное, в автобусе, правда, холодно». О. Лепина, студентка III курса ДХФ: «настроение отличное, мы едем, молчим и спим, бережем силы, настраиваемся на концерт. В нашем автобусе очень уютно, все со своими одеялами, бигуди и книжками – как дома». После такого высказывания мои полуотмороженные конечности, практически согревшись, уже не спешили возвращаться в «свой» холодный автобус духовиков, а чувство самосохранения привело в «чужой» – «дирижерский».

        Как оказалось, в нем действительно было очень тепло и не менее весело – песни и творческие беседы. К тому же дирижер проекта, доцент Е. В. Рудзей знакомила студентов с историей Томска, его географическим положением и другими интересными фактами. Как сказал студент I курса магистратуры ДХФ С. Шебалин, – «о Томске было рассказано очень много интересного и неизвестного! Я, например, даже не догадывался о том, что именно в Томске зародилось Сибирское Барокко». К сожалению, мне довелось услышать только малую, заключительную часть этого повествования. Но речь педагога не ограничивалась информацией о предстоящем. Елена Валерьевна также поделилась со студентами отзывами о концерте 25 февраля, когда Ломоносовский проект впервые был представлен публике в Большом зале Новосибирской консерватории: «Великолепно по балансу между хором и оркестром, по состоянию, по настроению, все очень ярко. Кто-то говорил, что в некоторых моментах, особенно в финале, хотелось плакать, дух захватывало». В этой связи я решила задать студентам несколько вопросов.

    Гастроли в Томске– Как вам программа концерта, интересно ли было работать над проектом?

    О. Лепина: «программа яркая, интересная и работать интересно».

    М. Янгибаева: «Вообще программа выстроена очень удачно. Зритель не устает благодаря правильной драматургии концерта, несмотря на непрерывный поток информации. Гармонично выстроены стихи и музыка. Интересно петь музыку сибирских композиторов. Ю. Юкечев очень поющийся, у него язык хоровой и фактура, удобная для исполнения как в вокальном, так и тесситурном плане. А. Муров – аналогичная ситуация, его музыка очень мягкая, теплая, в то же время контрастная. С. Кравцов – очень красивая музыка, душевная, завораживающая её приятно петь. Репетиций было достаточно много, поэтому не выучить это было просто невозможно».

    – А как вам работается с таким инструментальным составом?

    Е. Железнова: «Работать с таким инструментальным составом очень удобно, так как у нас одна специфика дыхания. Со скрипачами, например, сложнее, так как их главный инструмент – это руки. Под такой малый состав гораздо удобнее петь, чем под оркестр, есть чувство ансамбля и хороший баланс – никто никого не заглушает. Хор с открытым сердцем принял духовиков и ударников».

    С. Шебалин: «Репетиционный процесс проходил очень активно, легко и с удовольствием! Духовики работают очень хорошо, приятно с ними сотрудничать, ведь звуковую картину эпохи создают именно они».

    – Что вам понравилось больше всего?

    М. Янгибаева: «Во всем этом проекте мне больше всего нравится то, что мы сотрудничаем с вокалистами, духовиками, ударниками. Любой музыкант, особенно дирижер, должен интересоваться спецификой исполнительского мастерства не только вокалиста, но и инструменталиста. Их опыт может быть очень полезным».

        Снова погружаюсь в сон… Просыпаюсь: настроение отличное, сквозь занавески проглядывает яркое солнце… В 12.30 мы приехали в Томск! Я никогда не бывала в этом старинном студенческом городе, и теперь очень впечатлилась его видами. Узкие улочки, старинная архитектура – это как раз то, что я безумно люблю.

        Томск был построен в 1604 году по приказу русского царя Бориса Годунова, с целью защиты татарского племени «эушта», находившегося под властью Москвы от нападений воинственных соседей — киргизов и калмыков. Томский острог был основан на южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом Томи, в 60 км от её впадения в Обь. К 7 октября 1604 года все строительные работы были завершены, – эта дата и считается днём рождения Томска. Он стал важным стратегическим военным центром, в течение всего XVII века обеспечивавшим безопасность местного населения. Начиная с середины XVIII века и вплоть до советских времён, Томск является местом ссылки таких видных деятелей, как Ибрагим Ганнибал, Гавриил Батеньков, Михаил Бакунин, Николай Эрдман, Густав Шпет, Николай Клюев. В 1804 году Томск был выбран в качестве административного центра новой губернии (в составе Западно-Сибирского генерал-губернаторства). На рубеже XIX - XX веков Томск ярко выделялся по своему социально-культурному уровню среди всех сибирских городов. Так, в 1873 году, были открыты первый в Сибири книжный магазин и типография, а а в 1884 году открылась первая в России городская бесплатная библиотека, построенная на добровольные пожертвования томичей и жителей других городов Сибири.

    Гастроли в Томске    Томск также является первым сибирским городом, в котором открылся университет! 28 мая 1878 года было получено высочайшее соизволение Александра III: "Разрешить учреждение Императорского Сибирского университетa в Томске с четырьмя факультетами". Проектированием всех корпусов университета занимался петербургский архитектор академик А.К. Бруни. Тогда же началось формирование знаменитой в дальнейшем университетской библиотеки. Граф А. Г. Строганов — потомок старейшего рода русских промышленников — передал в дар будущему университету богатейшее книжное собрание. К настоящему времени здесь накоплено почти 4 миллиона экземпляров изданий, в том числе: более 2 миллионов экземпляров книг на разных языках, 900 тысяч экземпляров журналов, 100 тысяч единиц хранения в отделе редких книг и рукописей. Огромную роль в создании университета сыграл известный ученый-медик В. М. Флоринский, за что городской думой был награжден званием почетного гражданина г. Томска. С тех самых пор этот город стал оплотом студенчества...

        Но вернемся в настоящее, к нашему путешествию. Через некоторое время после прибытия участников проекта привезли в столовую администрации города, где все успешно и вкусно подкрепились, немного отдохнули после продолжительного пути… Около 14.30 творческая делегация приехала на репетицию в Органный зал филармонии, находящийся на проспекте Ленина в помещении Областного краеведческого музея. Этот зал поражает своей схожестью с соборной архитектурой. Возникает ощущение, что находишься в храме… Святилище музыкального искусства. В нем великолепная акустика!

        Начался репетиционный процесс. Елена Валерьевна Рудзей выставляет партии, духовики разыгрываются, Александр Александрович Париман решает организационные вопросы, а хор ожидает распевки. Прогон программы состоял из нескольких частей – отдельно хор, хор и инструментальный состав, отдельно инструменты. Исполнители затрагивали только самые проблематичные отрывки, проверяли акустический баланс между ансамблем и хором, а также чтецами. В общем, музыканты стремились достичь идеальности звучания, а я фотографировала, фотографировала, фотографировала… Вдоволь прочувствовав себя фоторепортером, решила немного сменить профиль: поработать пишущим журналистом. Так как мне довелось присутствовать на открытии данного проекта в Новосибирской консерватории, то естественно возникло несколько вопросов к его создателям, и прежде всего – к автору литературного текста. Поясню, что значение текстового ряда в композиции «Ломоносовского проекта» необычайно весомо. «Чтецы динамизировали драматургию, вывели музыкальную часть, наполняя новой энергией и хор и оркестр. Они – очень творческие люди, поэтому с каждым новым концертом расставляют новые акценты и это всегда интересно! Приятно работать с такими людьми!», – сказал мне магистрант С. Шебалин… И я подошла к Марине Якушевич.

    – Каковы были принципы подбора текста к данной композиции?

    – «У Ломоносова не так много стихов и выбор был достаточно ограничен. Я подбирала стихотворения общечеловеческого «звучания». У Ломоносова очень много переводов латинских поэтов, басен, какие-то комические, сатирические стихи, а нам нужны были возвышенные строки. Оттого я брала оды не целиком, потому как целиком они сложны для восприятия, а только самые ударные фрагменты, которые бы могли настроить на определенный лад и гармонично сочетаться с музыкой. Что касается остального материала, то информацию я брала из академической биографии о Ломоносове, а также различных эссе. Их авторы – Пушкин, Розанов, современные мастера, писавшие о нем. Какой-то ряд цитат звучит в концерте, он просто вплетен в естественную речь «без объявления». Все остальное выстраивалось и шло от музыки, так как мне изначально дали перечень произведений, на которые я ориентировалась – от сочинений более парадных к более углубленно-психологическим. Таким же образом выстроена и текстовая часть, информационная: от России и Ломоносова – очень эффектного и демонстративного, к Ломоносову-поэту».

    – Как же, в таком случае, подбирались музыкальные композиции? С этим вопросом я подошла к Е. В. Рудзей.

        «Это, во-первых, должны были быть произведения, так или иначе связанные с Ломоносовым. Большинство представляемой нами музыки – это сочинения на слова Ломоносова, а их необходимо было поискать. Во-вторых, нужна была музыка, связанная с эпохой Ломоносова – это канты и произведения новосибирских композиторов. Задача состояла в том, чтобы с одной стороны создать исторический контекст, а с другой – представить новосибирскую композиторскую школу, связать современность с эпохой Ломоносова. И здесь очень хорошо легла музыка Ю. Шибанова, потому что его Ода на стихи Сумарокова написана в стиле кантов того времени. Таким образом, несмотря на то, что это современное сочинение, создается впечатление будто его исполняет оркестр семеновского или преображенского полка елизаветинской эпохи, или времени царствования Екатерины Второй.

        Первый псалом, звучащий у хора – это оригинальный поморский псалом архангельской губернии, музыка, которая исполнялась во времена Ломоносова в церквях. Мы прямо такую обиходную музыку и взяли, чтобы создать ощущение старины. Знаменный распев сейчас очень редко где можно услышать, и, кстати, исполнителям его было сложно осваивать, так как стилистика им мало знакома, старая.

        Благодаря А. В. Попову появился общий контекст звучания. Есть очень красивое инструментальное колокольное вступление, потом звучит псалом, создающий ощущение исторического времени, потом начинаются канты. Чем ближе к нашему времени, тем звучит все более современная музыка...

        Еще есть третий блок – это Б. Бриттен. Здесь нужна была универсальная музыка, которая говорила бы о западной системе обучения, об университетах вообще. Это академическая кантата, посвященная 500-летию Базельского университета, написанная на тексты торжественных речей в его честь Лучше не придумать – там все про профессоров, про обучение, про то, что ученье – свет, а неученье – тьма. К тому же это латынь – универсальный язык. Завершающее программу произведение А. Мурова имеет символический смысл: оно о том, что Россия обратилась на Восток, что очень созвучно заявке «российское могущество прирастать будет Сибирью». В этом произведении экспансия России на восточные земли передана у А. Мурова очень здорово.

        Подбирать материал было не трудно, видимо, музыка где-то рядом была. Что-то пелось уже в каких-то концертах: «Тобольская симфония» сама по себе исполнялась, Ю. Шибанова мы пели в отдельных концертах, канты просто приятно попеть. Когда появилась идея «Ломоносов», то все очень быстро связалось и встало на свои места».

    – Какие сложности возникали у студентов в освоении столь разнообразного музыкального материала?

    «Главная сложность была в освоении Бриттена и поморского обихода, так как это мало знакомая стилистика. Вообще могу сказать, что нам бы не мешало больше петь современной западной музыки и поднимать русские архаичные пласты, мы как-то мало этим занимаемся. Таким образом, музыкантами заново постигалась эстетика данной музыки».

        От себя скажу, что для меня самым ярким событием репетиции стало поздравление участниками проекта с Днём рождения одной из «хористок» – студентки I курса ДХФ Алены Удод! А туш и теплые слова дирижера еще более убедили меня в том, что все они – участники «Ломоносовского проекта» – стали большой и очень дружной семьёй!

        С 17.00 до 18.30 нам удалось немного развеяться, прогулявшись по улочкам красивого городка и снять предконцертное волнение, немного перекусив в местном бистро. Несмотря на довольно теплую для этого сезона температуру (-9 градусов) на улице холодно и ветрено… 18.30…18.40…18.50… Время, обычно неумолимо и быстро бегущее вперед, растягивается в ожидании долгожданного момента… В зале загорается свет… Исполнители активно настраиваются за сценой… Зал практически заполнен… 19.00!!! На сцене появляется оркестр, затем хор, чтецы, дирижер… У меня в руках фотокамера, видеокамера, диктофон и блокнот… Зрители застыли в ожидании… Звон колоколов… Псалом… И далее по программе…

        Замечу, что студенческий гимн «Gaudamus» снова, как и на концерте в Новосибирской консерватории, вызвал восторженную реакцию публики. Правда, предположу, что природная скромность не позволяла какое-то время томичам встать при его исполнении. Но, сила музыки взяла верх над скромностью! Концерт прошел на одном дыхании, я даже не заметила прошедшего времени. Зал вновь аплодировал стоя! А консерваторию и ее ректора лично поздравил В. В. Сотников – «Работник культуры и искусства года – 2009», профессор, руководитель хоровой капеллы г. Томска, руководитель отделения музыкального искусства ТГУ. Я обратилась к слушателям:

    – Ваши впечатления о концерте?

    Н. И. Чабовская – директор Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова, выпускница НГК им. М. И. Глинки: «Конечно, проект очень грандиозный, задействованы многие творческие силы консерватории – это и весь факультет хорового дирижирования, и вокалисты, и оркестранты. Очень высокий уровень исполнения, я думаю, что все это заметили. Музыка разнообразная, не вся легко воспринимаемая, если говорить о широкой публике. Тем не менее, в контексте той информации, которая была преподнесена, конечно, она звучала более понятно. Все очень тонко, высокопрофессионально. И ведущие мне понравились, и вся программа понравилась, идет на одном дыхании. Очень хорошо, что вы устраиваете такие патриотические проекты, они очень важны. Этот проект новаторский, и даже инновационный. Он действительно новый, несмотря на то, что обращение идет к тематике XVIII века. Я смотрела на наших студентов – они для себя раскрыли личность Ломоносова иначе в таком многовековом контексте, осознали значимость Сибири для науки и культуры в целом. Поэтому, я считаю, что была проделана огромная работа, молодцы, что взялись за такой серьезный проект и он так удачно, успешно получился. И если он доберется до центра, то это очень здорово и очень ценно!»

    Татьяна, слушатель: «Мне все понравилось. Просто прекрасный концерт, прекрасно выстроен, прекрасное качество исполнения, очень приятное впечатление. Хотелось бы чаще бывать на таких концертах в Томске, такого уровня и такого качества!»

        После такого триумфа я не могла не подойти к Е. В. Рудзей и не спросить о первых концертных впечатлениях: «Мне очень все понравилось, зал великолепный акустически, публика очень хорошая, просто замечательная, только хочется, чтобы ее было немного больше!».

        20.30… Как же не хочется покидать этот чудесный город… Музыканты в приподнятом настроении, полны энергии и сил… Мы едем домой… Все поют песни, веселятся, общаются, играют в «города». Путешествие подходит к концу… Будут еще поездки в Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, столичные города, так пожелаем удачи этому необыкновенному проекту, частицу которого я унесу с собой.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки