Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Фестивали:

    "Российское могущество прирастать будет Сибирью. 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова":

    Татаринова А.

    "Презентация Ломоносовского проекта"

    Татаринова Александра

    магистрант I курса ТКФ

     

    Цветкова Е.

    Цветкова Екатерина

    студентка IV курса ТКФ

     


    Презентация Ломоносовского проекта    Зимним вечером 25 февраля в Новосибирской консерватории состоялось небывалое событие. Оно настолько привлекло внимание публики, что обычно полупустой Большой зал в этот день с трудом вместил всех желающих – свободных мест не было. Такого количества интересующихся лиц не смог бы предугадать ни один, даже самый верный прогноз!!!

        Что за событие вызвало столь неслыханный ажиотаж? Долгожданный концерт – презентация общественно-просветительского проекта «МУЗЫКАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ “РОССИЙСКОЕ МОГУЩЕСТВО ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ”: 300 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА».

        Грандиозность и масштабность мероприятия впечатляют. Впечатляет размах реализации его главной просветительской идеи: в путешествии из Сибири – через Томск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово – в Москву. Впечатляет и количество участников проекта (хор, ансамбль духовых и ударных, два чтеца, органистка) и приглашенных гостей (виднейшие деятели от науки и власти города, студенты новосибирских ВУЗов, представители Кемеровской области, Алтайского края). Осознанию значительности события для вуза, города и региона способствовали вдохновенные речи Министра культуры Новосибирской области Н. В. Ярославцевой и ректора Новосибирской консерватории К. М. Курлени, подчеркнувших весомость поддержки консерваторского проекта со стороны государственных структур.

        Основной целью этого концерта, то есть, собственно, «Ломоносовского проекта», стало единение науки и искусства, художественного и рационального, то есть качеств, гармонично воплощенных в личности М. В. Ломоносова. «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник…», – эти строки великий русский поэт посвятил гению России.

    Презентация Ломоносовского проекта    Неординарная тематика нынешних «Музыкальных ассамблей» консерватории не могла не повлиять и на выбор сценической формы. На суд слушателей организаторы представили оригинальную музыкально-литературную композицию, ярко характеризующую общественную деятельность и творческую личность Михайло Васильевича. Чтецы Марина Якушевич и Дмитрий Савин представили аудитории не только исторически известные факты биографии художника, но и незнакомые рядовому слушателю события его жизненного пути. В повествовательный стиль изложения были органично вкраплены поэтические строки из сочинений М. Ломоносова, А. Сумарокова, В. Тредиаковского, что способствовало созданию располагающей атмосферы музыкально-литературного салона.

        Собственно музыкальная составляющая проекта, как известно, очень необычна, интересна и сложна. Блестяще исполненная программа включала сочинения разных эпох и стилей – от музыки петровско-елизаветинской эпохи до сочинений современных новосибирских композиторов: Аскольда Мурова, Юрия Юкечева, Сергея Кравцова, Юрия Шибанова. С Новосибирской консерваторией большинство из них связаны крепкими творческими узами многолетнего педагогического труда: это придавало особый настрой вниманию консерваторцев...

        Для аргументации преодоленных исполнительских трудностей представим впечатляющий перечень композиций, составивших концертную программу: Псалом № 103 на глас 8; Кант «Радуйся Петре»; Ода горацианская и хор к Минерве; Б. Бриттен – две части из «Академической кантаты»; гимн студенчества Gaudeamus; Аноним «Ночною тишиной»; Ю. Шибанов – «Хор к Парнасу»; Ода на стихи А. Сумарокова; Ю. Юкечев – «Да хвалит дух мой»; Псалом № 103 в изложении М. Ломоносова; С. Кравцов – «Благословенный свет» № 4 из цикла «4 хора на стихи А. Тарковского»; А. Муров – «Ермак на Тоболе» из «Тобольской симфонии»; А. Муров – «Хорал». Без сомнения, смелым и новаторским решением авторов этого выдающегося «перформанса» следует считать соединение в одной тематической композиции столь разнообразной музыки! Поэтому особенно лестно, что создатели проекта и его исполнители выполнили поставленную задачу на высочайшем уровне! Зал аплодировал стоя!!!

        Огромная заслуга в успешной реализации такой масштабной композиции в целостном виде принадлежит автору идеи «Ломоносовского проекта» и дирижеру Елене Валерьевне Рудзей. Восхищение профессионалов вызвала и аранжировка избранных для программы сочинений, выполненная известным композитором, преподавателем Новосибирской консерватории Андреем Владимировичем Поповым. После концерта Андрей Владимирович рассказал нам о своей работе в «Ломоносовском проекте»: «Когда этот проект только намечался, мне, как композитору-аранжировщику, представили избранные сочинения и конкретную последовательность номеров. Я сразу задался вопросом – будет ли это звучать органично, насколько все будет едино? Например, знаменный распев и Бриттен. Поэтому моей главной задачей было соединение разнородного музыкального материала в некое единое поле, в единое пространство». Таким связующим звеном у композитора стала имитация колокольного звона, открывающая и закрывающая композицию. «Во вступлении средствами ансамбля я попытался передать звон колоколов, – говорит Андрей Владимирович, – но также были использованы фрагменты из «Тобольской симфонии» Аскольда Мурова. Таким образом, получилась своеобразная арка, связывающая начало и конец композиции».

    Презентация Ломоносовского проекта    На вопрос, с какими сложностями композитор сталкивался при аранжировке, Андрей Владимирович ответил: «Идеальный вариант, конечно же, – чтобы все произведения звучали в оригинале. Но это дало бы некоторую пестроту в композиции, так как произведения и по стилю, и по эпохе очень разные. Поэтому пришлось объединить их единым инструментальным сопровождением. И это, пожалуй, был самый сложный ход, держащий все в едином пространстве. Работу я сдал давно, и при прослушивании со стороны инструментарий с хором в разных произведениях звучал довольно хорошо. Идея объединить все единым составом сработала!». Подобранный композитором инструментальный состав явился одним из ведущих средств объединения стилистически разных произведений. В музыкально-литературной композиции используется парный состав деревянных и медных духовых инструментов (2 флейты, 2 кларнета, 2 фагота, 2 трубы, 2 валторны, 2 тромбона) плюс ударные. Выбор подобного инструментария А. В. Попов объяснил мобильностью малого состава (как помним, проект будет представлен в нескольких городах) и его оптимальностью для всех представленных произведений.

        Относительно своей аранжировки сочинения Юрия Шибанова, в оригинале предназначенного для другого состава инструментов, Андрей Владимирович заметил: «Мне пришлось комбинировать инструменты так, чтобы партитура автора не потерялась, и все голоса сохранились. Таким образом, в плане инструментовки больше всего проводилась работа над музыкой Шибанова». Кардинальным изменениям подверглась и партитура Аскольда Мурова. Изменение данного произведения было связано с его местоположением. «Тобольская симфония» была поставлена в конец музыкально-литературной композиции. По словам Попова, данная музыка сложна в исполнительском плане: «Все должно звучать хорошо, но так как к концу сочинения хор устает, Елена Рудзей подсказала идею гармонической поддержки. Я предложил добавить оркестр в данную партитуру. На самом деле, хор необходимо было поддержать только в одном месте, но я сделал оркестровку всего номера. В оригинале муровская партитура полностью для рояля, ударных, хора и чтеца».

        Итак, программа концерта была сформирована, а его участников ожидали многочисленные репетиции коллективов, поиски своего «звучания», своей трактовки отобранного репертуара… Сегодня, оценивая результаты вдохновенного труда педагогов и студентов консерватории, можно с уверенностью констатировать, что эта акция флагмана музыкального профессионализма Сибири увенчалась большим творческим успехом! Представленная 25 февраля 2011 года музыкально-литературная композиция, посвященная Новосибирской консерваторией трехсотлетию М. В. Ломоносова, стала поистине одним из главных событий в жизни не только НГК (академии) имени М. И. Глинки, но и города, области, региона, всей нашей Родины. А художественный замысел и его реализация являются ярким примером воплощения актуальных в современное время проектов, соединяющих литературу и музыку.

        Образ Ломоносова осеняет эту программу. Литературный текст и музыкальный ряд служат воссозданию неповторимого облика российского гения. Музыка здесь не просто сопровождение: она, как и литературный текст, на своём неповторимом языке «рассказывает» нам о судьбе Михайло Васильевича. «Ломоносовским проектом» Новосибирская консерватория открыла двери для общения общероссийского студенчества и задала отличный старт для его объединения. В добрый путь!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки