Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Из прошлого - в будущее!" №4 (17), Октябрь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_17/?page=search

     
    Концерты

    Соколова Л.

    "В зале царила теплая и уютная атмосфера…"

    Соколова Людмила

    магистрант

     


    1 июня в Малом зале Новосибирской консерватории состоялся концерт класса преподавателя Екатерины Олеговны Предвечновой. Об этом фортепианном вечере я и хочу рассказать.

    В концерте приняли участие учащиеся и студенты кафедры общего фортепиано музыкального лицея консерватории (Егор Щепин, 9 кл.), фортепианного факультета (орган, Ольга Колесникова, 1 к., Екатерина Данилова, 2 к.), факультетов хорового дирижирования (Александра Митрофанова, 3 к.), оркестрового (Леонид Патеюк, 3 к.) и вокального (Анастасия Горшкова, 1 к.), выпускники класса Е. О. Предвечновой (О. Колесникова).

    Программа концерта была весьма разнообразной, поскольку вниманию слушателей были представлены произведения разных жанров, стилей и эпох. В частности, прозвучали произведения зарубежных (Л. Бетховен Соната № 7 I ч., Э. Григ «Менуэт» из фортепианной сонаты e-moll, «Из карнавала», Ф. Пуленк «Импровизация» № 15, К. Уильямс «Round Midnight»,) и отечественных композиторов (Д. Шостакович Прелюдия h-moll из цикла 24 прелюдии, А. Гаврилин «Осень», С. Слонимский «Деревенский вальс», А. Цфасман «Снежинки»), в том числе, студента консерватории Л. Патеюка («Пирамиды», «Райские птицы» из цикла «Образы Петергофа»).

    Несмотря на то, что слушателей было немного, в зале царила теплая и уютная атмосфера, наполненная звуками музыки и ароматом цветущих яблонь, которые развевал теплый июньский ветерок. Распахнутые настежь окна зала создавали ощущение открытого незамкнутого пространства. Доносившиеся с улицы голоса прохожих, щебетание птиц и звуки проезжающих мимо машин отнюдь не разрушали хрупкую материю классической музыки, а скорее наоборот гармонично вливались в общее звучание. Я неожиданно для себя вспомнила композицию Джона Кейджа «3' 44»… И поняла, что и окружающие нас звуки могут быть музыкой.

    Выступление Ольги Колесниковой в качестве пианистки я услышала впервые, собственно, как и каждого из участников концерта. Дело в том, что раньше я знала Олю только как органистку Новосибирского кафедрального католического собора1, где она играет уже на протяжении нескольких лет. Именно поэтому мне было особенно интересно услышать ее фортепианное звучание. Очень понравились в сольном исполнении О. Колесниковой пьеса Э. Грига «Из карнавала», а также «Снежинка» А. Цфасмана, исполненная ею в дуэте с Е. О. Предвечновой.

    После концерта я поинтересовалась у Оли, чем обусловлен выбор ее новой специальности – органиста? Привожу ее ответ: «Музыкальный колледж я окончила как пианистка, а на органе начала играть в храме. Я всегда мечтала стать профессиональной органисткой. Но даже не предполагала, насколько это непросто, однако, безумно интересно! Фортепиано и орган – два абсолютно разных инструмента, каждый обладает своей спецификой. В этом есть некоторая сложность для исполнителя, поскольку бывает достаточно сложно перестроиться. Сейчас большую часть времени я уделяю занятиям на органе, но все же скучаю по игре на фортепиано, поэтому я безумно рада возможности участвовать в концерте класса Екатерины Олеговны».

    Возвращаясь к концерту, отмечу, что каждое выступление было по-своему интересным, к тому же исполнители выходили на сцену в не совсем привычном для себя амплуа. Тем не менее, все справились достойной с этой, на мой взгляд, непростой задачей.

    Некоторые участники показали сразу несколько граней своего таланта. Так, особый интерес вызвало выступление двух дуэтов: Леонид Патеюк (фортепиано), Любовь Зураева (виоль д'амур) и Екатерина Данилова (фортепиано), Леонид Патеюк (виоль д'амур), поскольку в их исполнении прозвучали две пьесы из цикла «Образы Петергофа» – «Пирамиды» и «Райские птицы», написанного Леонидом Патеюком2.

    Мне было любопытно узнать о прозвучавшем произведении от самого автора. Леонид очень живо откликнулся на мою просьбу взять у него интервью, увлеченно и вдохновенно рассказал о своем сочинении, и беседа чем-то напоминала мне авторскую встречу.

    «Я был в Петербурге и посетил Петергоф. Он поразил меня своим размахом, блеском и величием. Петергоф – место, которое вдохновляет творческих людей уже три столетия, и я почувствовал сильное желание что-либо сочинить. Так в ноябре 2011 г. появился цикл пьес «Образы Петергофа» для виоль д`амур и фортепиано. Цикл включает шесть пьес, выстроенных по принципу контраста и психологического нагнетания. Первая пьеса называется «Большой дворец Петра». Величие этого дворца поражает своим размахом! Но я почувствовал в нем еще и нечто другое…, ведь когда-то он был «живой». Здесь проходили пышные балы, дамы в роскошных платьях танцевали с кавалерами, в нем вершились судьбы людей и дела государственной важности. А теперь – это только музей… Да, величественный, грандиозный, но, к сожалению, утративший былое величество.

    В центре парка есть красивое озеро, по глади которого плавно скользят белые лебеди… А на берегу этого живописного озера стоит резная беседка, где когда-то отдыхала сама императрица, наслаждаясь пением дивных райских птиц… Эти яркие образы из прошлого вдохновили меня на создание пьесы "Райские птицы"3». Действительно, музыка пьесы, наполненная переливами звука и цвета, живописно рисует легкое порхание птиц. На мой взгляд, автору удалось средствами звукописи очень красочно нарисовать образы райских птиц.

    Другая пьеса цикла, также прозвучавшая на концерте, называется «Пирамида». По словам автора, на создание этой пьесы его вдохновил необычный фонтан в образе пирамиды: «Конечно, в качестве основного образа я взял не фонтан, а совсем другое – нечто грандиозное, величественное и таинственное…» (Л. П.).

    Леонид пояснил, что цикл имеет «подтекстовый аллегорический план». Так, например, вторая пьеса цикла "Райские птицы" «воплощает легкость, беззаботность и красоту этого Мира». (Л. П.).

    Мне также было интересно узнать и о других сочинениях Леонида: «Сейчас я сочиняю только для виоль д' амур – это мой любимый инструмент, поэтому хочется, чтобы у этого инструмента был разнообразный репертуар. Есть у меня поэма «Полет над временем», концертная пьеса «Пение птиц», обработка греческой народной песни «Рамьюнулас» для виолы и фортепиано» (Л. П.).

    Добавлю, что все свои сочинения Леонид Патеюк исполняет сам, потому что, по его словам, «только автор может максимально передать замысел своего произведения».

    Я считаю, что «поход» на концерт класса преподавателя Екатерины Олеговны Предвечновой был для меня большой удачей, потому что имел очень интересное продолжение в виде увлекательных бесед с яркими и талантливыми музыкантами – студентами и выпускниками Новосибирской консерватории.


    1Как пояснила Оля, она не является приходской органисткой, а играет «для души».
    2Класс преподавателя Ю. Н. Мазченко.
    3Пьеса имеет подзаголовок «Вольер императрицы».

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки