Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Из прошлого - в будущее!" №4 (17), Октябрь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_17/?page=search

     
    Всероссийский конкурс

    Максимова А.

    "Умеет ли петь «вязанка дров»?"

    Максимова Анастасия

    магистрант

     


    Все мы знаем, что человеку свойственна стереотипность мышления, которая, в свою очередь, порождает предвзятость и неадекватность суждений. С прискорбием нужно признать, что это свойственно и нашему брату-музыканту. Многие из нас поныне искренне считают, что залог музыкального мастерства определяется исключительно «количеством часов, проведенных за инструментом», поговаривают, что «все духовики лентяи и пьяницы», а «все музыковеды – неизлечимые ботаники»… Примеров множество, и каждый может привести свой.

    Стереотипы, как пиявки, с течением времени прилипли и к музыкальным инструментам. За примерами также не нужно далеко ходить. Вот один из них: альт – неповоротливый и глухой инструмент, на котором ни один пассаж толком не сыграть. Имеет весьма строптивый характер, который (по «народному поверью») передается его владельцу. Или другой пример – туба. Ну что можно сыграть на таком инструменте?! Разве что попеременно издавать две басовых ноты. Конечно, образованные музыканты знают, сколько прекрасной сольной виртуозной музыки создано для альта и сколько великолепных кантилен написано для тубы. Однако это не мешает нам все ещё верить в «неповоротливость» альта и тубы. Все эти рассуждения я привела не зря. Дело в том, что сегодня – на прослушивании первого тура I Всероссийского конкурса – я своими глазами увидела и своими ушами услышала, как ломается стереотип!

    Конкурсную программу открыли фаготисты. Честь первого выступления досталась Андрею Майеру (КГАМиТ), исполнившему сонату g-moll Ф. Девьена и Концертштюк №2 Ф. Бервальда. Несмотря на то, что исполнение на фаготе, особенно виртуозных вещей — дело достаточно сложное, Андрей сумел продемонстрировать потрясающую ровность и насыщенность звука. Особенно поразила легкость, с которой конкурсант исполнял сложнейшие пассажи. В тех моментах, когда звучала кантилена, фагот Андрея в буквальном смысле пел, передавая множество оттенков настроения. Слушая этого конкурсанта, забываешь о том, что музыка исполняется на фаготе — инструменте с «ворчливым» тембром старого дедушки. Музыкант со всей полнотой смог показать возможности своего инструмента и заставил слушателей в буквальном смысле влюбиться в звучание фагота.

    Следующим конкурсантом был студент нашей консерватории Артем Чернов (класс Заслуженного артиста России, профессора В.П. Лузина). Что наиболее всего запомнилось мне в исполнении этого музыканта? Во-первых, потрясающая виртуозность Артема: казалось, что ему под силу музыка любой сложности. Во-вторых, основательная продуманность драматургии произведения и осознанное стремление донести до слушателей идею исполняемого сочинения. Ясно ощущалось то, что перед нами уже зрелый музыкант, которому есть что сказать своей игрой. И все это несмотря на юный возраст (всего 23 года!). Особенно удачно прозвучала кантилена во второй части сонаты, где музыканту удалось, оставаясь в рамках классицистской эстетики, передать тончайшие нюансы меняющегося настроения. И вновь это напоминало пение — из потрясающего по мастерству соединения звуков и осмысленности их исполнения в целом рождалась песня, которую невозможно описать словами.

    Вот так я в очередной раз убедилась в том, что стереотипы – одна из самых несусветных глупостей, которые только может придумать «человек музицирующий». Оказывается и «вязанка дров» (фагот в переводе с итальянского) может петь, если на ней играет настоящий музыкант.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки